И теперь на ряде направлений для одних операторов действуют конвенционные запрещения и логконтроли со стороны ОАО «РЖД» на прием к перевозке порожних вагонов, а вагоны собственности/аренды некоторых операторов стали принимать к перевозке без ограничений.
Выбор вагона
В качестве примера участники рынка привели ситуацию с вагонами АО «ФГК» для вывоза продукции, производимой крупнейшими металлургическими предприятиями страны ПАО «ММК», и предприятиями Группы «Металлоинвест».
Например, с 14 января по 6 февраля текущего года для ряда операторов ОАО «РЖД» вводило конвенционные ограничения на прием к перевозке порожних полувагонов назначением на ст. Стойленская (ЮВЖД, в адрес АО «Лебединский ГОК»). При этом в данный период ОАО «РЖД» было принято к перевозке свыше 1700 вагонов собственности/аренды АО «ФГК», несмотря на действие конвенционного запрета.
Аналогично в адрес ПАО «ММК» вагоны собственности/аренды АО «ФГК» прибывали под выгрузку без последующей погрузки. Несмотря на неоднократные обращения комбината парк простаивал и занимал инфраструктуру станции и предприятия. В итоге чтобы избежать паралича в работе предприятия непрерывного цикла, комбинат был вынужден начать погрузку в вагоны АО «ФГК».
Как следствие – вагоны других собственников простаивали в брошенных поездах. По данному поводу направлен запрос в ОАО «РЖД». Ждем дополнительных разъяснений.
Как регулируют парки на сети
Ранее на совещании в ОАО «РЖД» (протокол имеется в редакции РЖД-Партнера) было сказано, что в последние годы парк грузовых вагонов превысил 138 млн ед. Это привело к дисбалансу между количеством вагонов на сети. И сложившаяся ситуация потребовала комплексного регулирования технологического характера.
Итогом проделанной работы стали договоры между владельцем инфраструктуры и владельцами вагонов, который полностью соответствует действующему законодательству, считают в холдинге, поскольку основой для его разработки послужило право ОАО «РЖД» как собственника инфраструктуры определять порядок ее использования для обеспечения устойчивой и эффективной работы железнодорожного транспорта. И это в полной мере соответствует ст. 1 ФЗ «О железнодорожном транспорте». Цель договора заключается в урегулировании условий нахождения вагонов на инфраструктуре вне перевозочного процесса, указывалось в материалах совещания.
У участников рынка возникли вопросы
Однако у операторского сообщества, как видим, возникли вопросы по поводу практической реализации продекларированной идеи.
Ведь это предполагает рассмотрение различных подходов к установлению ограничений на сети с учетом особенностей работы различных родов подвижного состава и видов перевозимых грузов.
«Кроме того, соглашения заключаются двусторонние. Однако при этом не принимается во внимание позиция отправителя (получателя) грузов относительно обеспечения перевозки. Соответственно, подобные соглашения, которые влекут за собой нормирование парка, целесообразно сделать трехсторонними (с участием не только ОАО «РЖД» и оператора, но и грузоотправителя)», – предложил представитель крупного отправителя грузов по железной дороге.