Аналогично сложилась ситуация на полигоне ОЖД, к конвенциям на подходах к порту Санкт-Петербург добавились запреты на движение в сторону аванпоста Бронка и причалам Усть-Луги. Ограничения на мурманский ход затронули также архангельскую ветку СЖД.
На внутренних направлениях с конца лета конвенции охватили станции МСК, КбшЖД и ЮУЖД. Побила рекорды ЗСЖД – а ведь здесь применена особая технология по борьбе с «лишними» вагонами, которую на РЖД были намерены распространить и на другие полигоны. Причем запреты касались уже не только той ветки ЗапСиба, по которой обычно перемещались встречные порожние вагонопотоки, но и другие дистанции полигона.
Получается так, что «лишние» вагоны вроде как «изъяли» с сети, а конвенций в итоге стало еще больше. После отмены ряда региональных схем, действовавших ранее и вошедших в противоречие с логикой новых сетевых решений (полигонных схем и дислокаций, спущенных из ЦД), появились новые зоны зарождения брошенных поездов. О таком риске последствий решений перевозчика ранее предупреждал РЖД-Партнер.
Низкая энергетика
Погрузка угля сократилась на 5%. Как видим, если ранее обсуждалась идея переключения части экспорта угля с востока на юг и северо-запад, как сказал представитель ОАО «РЖД», перевозчик был готов совместно с грузоотправителями рассматривать различные возможности по диверсификации маршрутов экспортных перевозок, в том числе через порты юга и северо-запада, то теперь вопрос подвис в воздухе. Куда, собственно, переключать уголь, когда на всех трех направлениях в ноябре были введены конвенции?
Получается, в ноябре через морские причалы на юге, а также Мурманск и Архангельск углю был путь ограничен уже не только потому, что такие отправки нерентабельны, но и потому, что туда было просто не проехать из-за брошенных поездов.
Углубился в ноябре 2024 года минус в погрузке нефти и продуктов ее переработки: -4% к аналогичному периоду прошлого года. И это несмотря на то, что для НПЗ был снят запрет на экспорт бензина. А значит, появилась возможность в дальнейшем снова отправлять бензин на внешний рынок, чтобы избежать затоваривания.
Сложно понять, почему перевозки нефтепродуктов по РЖД снизились на фоне поступления данных от аналитиков компании Vortexa Ltd, из которых следует, что экспорт нефтепродуктов из России в ноябре 2024 года достиг самого высокого уровня за последние восемь месяцев. На экспорт активно вывозили дизтопливо, газойль (в том числе в Турцию и Индонезию), нафту, бензин и компоненты для смешивания.
Это произошло после возвращения нескольких НПЗ из ремонта. Как видим, часть из указанных объемов, очевидно, поступила на экспорт, минуя отправки по рельсам. Остается добавить, что в ноябре перевозчик ограничил подсыл порожних цистерн на НПЗ и тем самым затруднил отправки на ряде направлений.
Стройка жива, но не идет на рельсы
Резко упала погрузка стройматериалов (-21%). При этом нельзя сказать, что потребление щебня в РФ снизилось. Оставался в реализации ряд проектов в сфере строительства, благодаря чему производство в стройиндустрии в ноябре оставалось примерно на уровне прошлого года.
Ситуация в строительстве непростая. Тем менее эксперты не увидели поводов для беспокойства для строительного рынка. «Мы не наблюдаем никакого снижения темпов ни строительства, ни выборки кредитных лимитов», – отметил начальник Центра аналитики рынка недвижимости Банка России Александр Копылов.
Вместе с тем щебеночники столкнулись на РЖД с ограничениями. «Мы написали письмо в РЖД с прошением обеспечить нас порожними вагонами хотя бы по составу в сутки. Мы не смогли отгрузить продукцию в полном объеме и были вынуждены остановить работу одного из трех дробильно-сортировочных заводов. Часть людей сократили. Нет надежды, что эта ситуация носит временный характер. Сейчас под вопросом остановка еще одного завода, потому что склады на данный момент заполнены щебнем», – рассказала коммерческий директор ООО «Прионежская горная компания» Ирина Ломакина.
Отсюда можно сделать вывод: часть карьеров не смогла отправить свою продукцию по РЖД. Им оставалось или сокращать объемы отгрузки, или вывозить щебень в большей степени автотранспортом.
Аналогично можно сказать и про цемент. Его погрузка снизилась в ноябре на 17%. На сети поставили своего рода антирекорд за 2024 год.
Прогноз на декабрь – негативный
В минус также ушли другие якорные для РЖД номенклатуры: черные металлы (-7%), лес (-5%), зерно (-13%), цветная руда (-7%) и промсырье (-21%).
В плюсе остались, как сообщил официальный канал ОАО «РЖД», только две массовые позиции: железная руда (+3,8%) и минудобрения (+7,5%). К ним можно также добавить в плюс погрузку кокса.
Ожидалась прибавка в погрузке контейнеров. Но она осталась, по оценкам участников рынка, в отрицательной зоне. В целом же погрузка прочих грузов, куда в официальных сводках перевозчик включает и контейнеры, была зафиксирована на уровне ноября прошлого года.
На этом фоне сложно ожидать, что декабрь добавит РЖД позитива. Во-первых, грузовладельцам нет особого резона спешить с отправками дополнительных объемов, поскольку индексация тарифа перевозчика предусмотрена уже с 1 декабря 2024 года. Во-вторых, сеть просто не пропускает часть отправок.
Ранее прогноз, озвученный представителем ОАО «РЖД», предполагал прибавку в декабре текущего года на уровне +3%. Однако такой вариант выглядит слишком оптимистическим. Вероятнее всего, ожидается минус – возможно, небольшой, а скорее всего, около -3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.