Повышение ставок РЖД – ежегодная процедура индексации тарифов, связанная с мировой инфляцией, которая на сегодняшний день составляет около 15%. Информация о планируемом существенном повышении железнодорожных тарифов в 2025 году была известна еще в сентябре. Игроки рынка понимали, что рост неизбежен и его процент будет значительным, поэтому решение РЖД не стало для них неожиданностью. И хотя выбора не предоставляется, к новым реалиям отношение разное и зависит от преимущественного вида перевозок.
Не потрясение
«Рынок не столкнется с чем-то неожиданным. Это же касается и адаптации – ничего нового не произойдет. Повышение ж/д тарифа происходит практически ежегодно уже на протяжении многих лет. Единственное, что в данной ситуации новое, – это увеличение стоимости на такой большой процент, поэтому участники рынка снова получат повышенную стоимость логистики с тем же уровнем развития инфраструктуры. Существенно ничего не поменяется, но важно не упустить момент валидности ставок, чтобы не подвести своих клиентов под незапланированные дополнительные расходы по части железнодорожных перевозок», – говорит директор по логистике ГК «ЕТЕ» Евгений Школьный.
С ним согласна Юлия Бададян, директор департамента логистики ModernWay. По ее словам, рынок давно адаптировался к повышению ставок. Экспедиторы и операторы заранее предупреждают грузовладельцев о планируемом увеличении, и сейчас все лишь ждут фактических цифр от РЖД, чтобы обновить свои тарифы.
«С точки зрения перевозчиков и операторов, это приведет к росту ставок на услуги по транспортировке. Однако, вероятно, в будущем данное решение позволит увеличить пропускную способность инфраструктуры, что сократит транзитный срок. С точки зрения импортеров увеличенные затраты на логистику будут дополнительно заложены в стоимость ввозимых товаров, и это окажет влияние на конечного потребителя», – отмечает эксперт.
Разгрузочный период
Поскольку железная дорога – это один из основных способов транспортировки грузов на дальние расстояния, таким образом и через диверсификацию маршрутов РЖД старается адаптироваться к новым условиям, а именно – в том числе разгрузить порты Дальнего Востока.
«В 2024 году «высокий» сезон начался раньше обычного: традиционно он стартовал в конце ноября – начале декабря, а в этом году мы уже в середине ноября видим активный рост и загрузку. Предположительно, это связано с дефицитом железнодорожных фитинговых платформ, а также локомотивов и локомотивных бригад на сети РЖД, – объясняет Михаил Тимофеев, коммерческий директор ILC. – Повышение ставок связано сразу с рядом факторов. С одной стороны, РЖД увеличивают собственные мощности, чтобы улучшить ситуацию на Дальнем Востоке, где в настоящее время сроки выгрузки товаров из порта составляют около 4 недель при нормативе 3–5 дней. С другой – растет стоимость возврата импортных контейнеров в Китай».
Кстати, в этом ключе для компаний, занимающихся перевозкой контейнерных грузов, большее значение имеет индексация тарифов, которая произойдет 1 января 2025 года и составит 5%.
«Сейчас владельцы подвижного состава ежемесячно повышают ставки на железнодорожные перевозки контейнеров, особенно в направлении с Дальнего Востока. Зачастую рост тарифов превышает 5%. Таким образом, индексация тарифов РЖД на транспортировку контейнерных грузов существенно не отразится на стоимости интермодальных перевозок с железнодорожным плечом», – отмечает национальный менеджер по интермодальным транспортировкам NOYTECH Supply Chain Solutions Федор Токарев.
По прогнозу М. Тимофеева, транспортировка контейнеров по сервисам Дальнего Востока (deep sea и прямому ж/д) в IV квартале подорожает вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Без гарантий
«Есть другая проблема, которая ключевым образом влияет на всех грузоотправителей и получателей, – очередные ограничения движения, введенные с ноября: квоты на использование ускоренных контейнерных поездов и другие отправки уменьшены на 30% и более, отправка порожняка резко ограничена, фиксируется большое количество брошенных составов на многих участках сети. Без этих ограничений рынок мог бы легче пережить такое повышение железнодорожного тарифа, однако в нынешней ситуации получается, что надо платить намного больше и нет никаких гарантий отправки груза», – подчеркивает руководитель группы железнодорожных операций FM Logistic в России Сергей Друговской.
На фоне повышения железнодорожных тарифов сегменту автоперевозок тоже будет нелегко. Конечно, автоперевозки станут еще более конкурентоспособными, но и внутри этого рынка существуют свои законы.
«[При планировании отправок] грузовладельцы начнут пересчитывать свои бюджеты – кто-то станет «выкручивать руки» перевозчикам, кто-то выберет автоперевозки. Автоперевозчики вроде нас будут в выигрыше, если сможем быстро подстроиться. Но есть и обратная сторона: конкуренция станет жестче, а мелкие компании, не успевающие адаптироваться, могут начать демпинговать. Наша автоколонна, например, ожидает наплыва заказов. Казалось бы, хорошо, но при резком увеличении спроса возникает вопрос: где взять дополнительные машины, водителей, еще и оперативно? Да и затраты на топливо и амортизацию никто не отменял», – рассказывает Павел Филимонов, начальник автоколонны транспортной компании «Семья».
В этой ситуации автоперевозчики смотрят в направлении привлечения субподрядчиков, чтобы поддерживать качество на должном уровне, а также обучения водителей и логистов работе в новых условиях, где гибкость важнее всего.