+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.11.2024 15:08:14
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Повышение тарифов РЖД с 1 декабря 2024 года: как реагирует рынок?

Повышение тарифов РЖД с 1 декабря 2024 года: как реагирует рынок?
На месяц раньше ранее запланированного срока на 13,8% вырастут тарифы на грузовые железнодорожные перевозки. Все это – на фоне дефицитной инфраструктуры и постоянно увеличивающихся издержек. Однако общие настроения рынка можно охарактеризовать, пожалуй, скорее, как смирение.

Повышение ставок РЖД – ежегодная процедура индексации тарифов, связанная с мировой инфляцией, которая на сегодняшний день составляет около 15%. Информация о планируемом существенном повышении железнодорожных тарифов в 2025 году была известна еще в сентябре. Игроки рынка понимали, что рост неизбежен и его процент будет значительным, поэтому решение РЖД не стало для них неожиданностью. И хотя выбора не предоставляется, к новым реалиям отношение разное и зависит от преимущественного вида перевозок.

Не потрясение

«Рынок не столкнется с чем-то неожиданным. Это же касается и адаптации – ничего нового не произойдет. Повышение ж/д тарифа происходит практически ежегодно уже на протяжении многих лет. Единственное, что в данной ситуации новое, – это увеличение стоимости на такой большой процент, поэтому участники рынка снова получат повышенную стоимость логистики с тем же уровнем развития инфраструктуры. Существенно ничего не поменяется, но важно не упустить момент валидности ставок, чтобы не подвести своих клиентов под незапланированные дополнительные расходы по части железнодорожных перевозок», – говорит директор по логистике ГК «ЕТЕ» Евгений Школьный.

С ним согласна Юлия Бададян, директор департамента логистики ModernWay. По ее словам, рынок давно адаптировался к повышению ставок. Экспедиторы и операторы заранее предупреждают грузовладельцев о планируемом увеличении, и сейчас все лишь ждут фактических цифр от РЖД, чтобы обновить свои тарифы.

«С точки зрения перевозчиков и операторов, это приведет к росту ставок на услуги по транспортировке. Однако, вероятно, в будущем данное решение позволит увеличить пропускную способность инфраструктуры, что сократит транзитный срок. С точки зрения импортеров увеличенные затраты на логистику будут дополнительно заложены в стоимость ввозимых товаров, и это окажет влияние на конечного потребителя», – отмечает эксперт.

Разгрузочный период

Поскольку железная дорога – это один из основных способов транспортировки грузов на дальние расстояния, таким образом и через диверсификацию маршрутов РЖД старается адаптироваться к новым условиям, а именно – в том числе разгрузить порты Дальнего Востока.

«В 2024 году «высокий» сезон начался раньше обычного: традиционно он стартовал в конце ноября – начале декабря, а в этом году мы уже в середине ноября видим активный рост и загрузку. Предположительно, это связано с дефицитом железнодорожных фитинговых платформ, а также локомотивов и локомотивных бригад на сети РЖД, – объясняет Михаил Тимофеев, коммерческий директор ILC. – Повышение ставок связано сразу с рядом факторов. С одной стороны, РЖД увеличивают собственные мощности, чтобы улучшить ситуацию на Дальнем Востоке, где в настоящее время сроки выгрузки товаров из порта составляют около 4 недель при нормативе 3–5 дней. С другой – растет стоимость возврата импортных контейнеров в Китай».
Кстати, в этом ключе для компаний, занимающихся перевозкой контейнерных грузов, большее значение имеет индексация тарифов, которая произойдет 1 января 2025 года и составит 5%.

«Сейчас владельцы подвижного состава ежемесячно повышают ставки на железнодорожные перевозки контейнеров, особенно в направлении с Дальнего Востока. Зачастую рост тарифов превышает 5%. Таким образом, индексация тарифов РЖД на транспортировку контейнерных грузов существенно не отразится на стоимости интермодальных перевозок с железнодорожным плечом», – отмечает национальный менеджер по интермодальным транспортировкам NOYTECH Supply Chain Solutions Федор Токарев.

По прогнозу М. Тимофеева, транспортировка контейнеров по сервисам Дальнего Востока (deep sea и прямому ж/д) в IV квартале подорожает вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Без гарантий

«Есть другая проблема, которая ключевым образом влияет на всех грузоотправителей и получателей, – очередные ограничения движения, введенные с ноября: квоты на использование ускоренных контейнерных поездов и другие отправки уменьшены на 30% и более, отправка порожняка резко ограничена, фиксируется большое количество брошенных составов на многих участках сети. Без этих ограничений рынок мог бы легче пережить такое повышение железнодорожного тарифа, однако в нынешней ситуации получается, что надо платить намного больше и нет никаких гарантий отправки груза», – подчеркивает руководитель группы железнодорожных операций FM Logistic в России Сергей Друговской.

На фоне повышения железнодорожных тарифов сегменту автоперевозок тоже будет нелегко. Конечно, автоперевозки станут еще более конкурентоспособными, но и внутри этого рынка существуют свои законы.

«[При планировании отправок] грузовладельцы начнут пересчитывать свои бюджеты – кто-то станет «выкручивать руки» перевозчикам, кто-то выберет автоперевозки. Автоперевозчики вроде нас будут в выигрыше, если сможем быстро подстроиться. Но есть и обратная сторона: конкуренция станет жестче, а мелкие компании, не успевающие адаптироваться, могут начать демпинговать. Наша автоколонна, например, ожидает наплыва заказов. Казалось бы, хорошо, но при резком увеличении спроса возникает вопрос: где взять дополнительные машины, водителей, еще и оперативно? Да и затраты на топливо и амортизацию никто не отменял», – рассказывает Павел Филимонов, начальник автоколонны транспортной компании «Семья».

В этой ситуации автоперевозчики смотрят в направлении привлечения субподрядчиков, чтобы поддерживать качество на должном уровне, а также обучения водителей и логистов работе в новых условиях, где гибкость важнее всего.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions