+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.04.2025 14:37:33
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Результатом новых правил РЖД, введенных осенью, стал рост скорости груженых рейсов и снижение брошенных поездов по причинам, связанным с РЖД

Результатом новых правил РЖД, введенных осенью, стал рост скорости груженых рейсов и снижение брошенных поездов по причинам, связанным с РЖД
Результатом новых правил, введенных перевозчиком осенью 2024 года, стал рост скорости груженых рейсов и снижение количества брошенных поездов по причинам, связанным с ОАО «РЖД», а также рост оборота вагона, числящегося в простоях под грузовыми операциями. Это происходило на фоне снижения погрузки. Все эти факторы в итоге повлияли на ставки на полувагоны: они привели к снижению долгосрочных ставок аренды на полувагон и цен их предоставления под перевозку угля на экспорт, рассказал руководитель Информационного центра операторов Николай Михайлов на деловом семинаре «Тарифообразование: тарифы РЖД и ставки операторов».

Новые правила и эксплуатационные показатели

«Когда РЖД начали применять новые правила при перевозках, количество брошенных поездов сократилось <…>. Особенно снижение заметно в отставленных от движения поездах, которые относятся к зоне ответственности РЖД», – отметил эксперт.

ГРАФИК 1.png

Он уточнил, что большую роль в том, как развивается ситуация с отставленными поездами, играет сезонный фактор. Так, зимой всегда растут отставленные от движения поезда, которые приходятся на долю грузополучателей, – это связано в основном с зимним периодом, с перебоями в работе портов – из-за климатических условий, смерзания грузов и т. д. «Хотя в прошлом году – в январе – феврале – доля РЖД была даже выше, чем доля грузоотправителей/грузополучателей в причинах бросания. Это было связано с проблемами локомотивного комплекса. Сейчас, кстати, их процент среди причин бросания поездов снизился», – добавил Н. Михайлов.

Эксперт обратил внимание также на рост оборота вагона, который длится с 2017 года. На сегодняшний день, по его данным, основной вклад в рост показателя вносят операции погрузки/выгрузки (в сравнении с прошлым годом). «Стоит отметить, что это достаточно логичная тенденция новых правил перевозок, которые действуют с октября прошлого года – перетекание времени нахождения на инфраструктуре общего пользования, в движении, во время на инфраструктуре необщего пользования, то есть и в ответственность грузоотправителей/грузополучателей», – считает Н. Михайлов.

Основной проблемой Н. Михайлов назвал снижение погрузки: «Тенденция здесь долгосрочная. Немного выбивается ковидный 2020 год, но если сделать условное теоретические предположение, что в 2021 году допроизвели и довывезли все то, что не сделали в 2020-м, то картина становится еще более наглядной: погрузка снижается, эта тенденция длится более 5 лет».

Влияние на ставки

Эксперт отмечает, что в 2024 году, когда погрузка тоже снижалась, оборот вагона был все же достаточно высок и сдерживал влияние фактора снижающейся грузовой базы на ставки – высокий оборот ограничивал предложение, и ставки оставались с небольшими колебаниями.

Сейчас же ставки снижаются – эксперт показал динамику на примере полувагонов. Снижение наблюдается в долгосрочных ставках аренды на полувагоны (23,5 тс): согласно графику еще в феврале ставка составляла 2500 рублей за вагон в сутки (без учета НДС), а в марте – 2300 рублей.

ГРАФИК 2.png

Ключевое изменение, которое произошло в этом сегменте, связано с начавшимся в конце осени прошлого года падением мировых цен на уголь, комментирует Н. Михайлов.

«Уголь перестал предъявляться к перевозке так активно, как это было раньше. Неумолимо вслед за снижением спроса вниз пошли и ставки на полувагоны. Хотел бы обратить здесь внимание на ставки предоставления – снижение началось уже в ноябре. Если бы не внеочередной рост тарифов РЖД, когда плату за тариф в порожнем рейсе включили в плату за предоставление вагонов, то снижение продолжалось бы планомерно и в январе, и в декабре, поскольку рост, который представлен, ниже, чем рост той части тарифов, которая относится к порожнему рейсу. Если не учитывать рост этой части, то суммарное снижение к октябрю прошлого года ставок предоставления для полувагонов превышает 40% (для типовых полувагонов)».
Снижение спроса формирует и избыточное предложение в обозначенном сегменте, уточнил эксперт. Он считает, что рынок сам скорректировал бы его, без участия РЖД (и новых правил) – излишние вагоны уходили бы в отстой при отсутствии грузовой базы, просто на это бы понадобилось чуть больше времени.

Н. Михайлов уточнил, что похожие тенденции наблюдаются не только в сегменте полувагонов: «Снижение ставок наблюдается как для крытых вагонов, так и для зерновозов и фитинговых платформ. Там ситуация не столь резкая, не столь большая проблема (по зерновозам резко падают краткосрочные ставки, ввиду и сезонности в том числе). Снижение погрузки в моменте больше всего влияет на полувагоны».

Общая ситуация, которую в первую очередь порождает снижение погрузки, становится стимулом для ухода грузов с железнодорожного транспорта: об этой тенденции говорит увеличивающийся разрыв между индексами производства и индексами ж/д перевозок.

ГРАФИК 3.png
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions