«С октября 2024 года ситуация приобрела драматический характер, когда в ОАО «РЖД» внезапно пришли к выводу, что вагонный парк увеличился несоразмерно возможностям инфраструктуры, и начали вводить количественные ограничения по приему порожних вагонов. По разным подсчетам, ежедневно к перевозке не принимается от 8 до 15 тыс. порожних вагонов, оформляемых под погрузку, в ремонт, в отстой и с другими целями», – отметил Д. Семенкин.
При этом владельцы вагонов не стали массово предъявлять перевозчику претензии и иски. Причина, считает эксперт, в отсутствии нормы об ответственности перевозчика за неприем порожних вагонов. Сегодня из всех действующих операторских компаний – их около 200 – можно выделить не более 10 игроков, которые небезуспешно пытаются сформировать судебную практику по искам к ОАО «РЖД» на нарушение порядка оформления и приема порожних вагонов.
Д. Семенкин отметил, что допускаемые перевозчиком нарушения вызывают целый ряд вопросов, которые изначально не были разрешены законодательно. Краеугольным среди них является вопрос о том, с какого момента следует вести отсчет времени задержки приема порожнего вагона к перевозке?
«Представляется правильным при установлении момента отсчета нарушения перевозчиком срока приема к перевозке ориентироваться не на дату предъявления вагона к перевозке, указываемую в графе 87 накладной, а на дату уведомления о завершении грузовой операции, увеличенную на 2 часа в соответствии с п. 3.7 Правил эксплуатации. Отталкиваться от даты предъявления вагона к перевозке неразумно по следующим причинам. Во-первых, такая дата объективно не может быть известна отправителю порожнего вагона, так как он не отвечает за процесс выгрузки вагона и формирования уведомления о завершении грузовой операции, являющегося извещением перевозчика о готовности вагона к уборке. Во-вторых, как показала практика, отправитель под давлением перевозчика может легко сдвигать дату предъявления к перевозке вплоть до полного обесценивания этой информации, о чем свидетельствуют многочисленные случаи оформления порожних вагонов ранее даты предъявления вагона к перевозке», – считает Д. Семенкин.
Не прошли эксперты и мимо темы договоров об инфообмене между операторами и РЖД: холдинг объявил об этой инициативе и первых подписавшихся в начале февраля. Монополия утверждает, что «совместные действия в рамках соглашений, технологические наработки позволят минимизировать нерациональные перемещения подвижного состава, повысить качество перевозочного процесса». Однако представители операторского сообщества, высказавшиеся по теме на семинаре, в оценках пользы от обозначенного взаимодействия оказались сдержаны. Начальник юридического управления ГК «Новотранс» Сергей Шин прокомментировал, что такое соглашение действительно было разослано крупнейшим операторам: «Его подписали человек пять, подписали с протоколами разногласий. Наша компания пока договор не подписала, мы направили наш протокол разногласий на данное соглашение. Ждем его рассмотрения». Представитель оператора уточнил, что взаимовыгодным для сотрудничества документ назвать, может, и нельзя, но, возможно, эффект от правок операторов будет, считает он.
Юристы также дали совет грузовладельцам – он заключен в том, чтобы занимать проактивную позицию. «Необходимо направлять письма в адрес перевозчика с требованием составления актов об отсутствии вины ветвевладельца и [собирать] аналогичные переписки, чтобы обезопасить себя от требований участников перевозки. Во всех указанных требованиях юридически значимым обстоятельством будет являться наличие вины лица, которому предъявляются в последствии требования. Можно обратиться за составлением коммерческого акта, когда вагоны пребывают на станцию, но не подаются на пути необщего пользования», – советует юрист, управляющий партнер ЛогистикаКонсалт Ирина Буцаленко.
Конечно, добиваться изменений правил игры в правовом поле помогают юристы. О таких случаях рассказали приглашенные эксперты семинара. Так, директор ООО «ЖД Консалтинг» Маргарита Русакова поделилась опытом успешных корректировок в пользу клиента пунктов Единого договора об оказании транспортных услуг (введено Распоряжением № 1725/о от 01 июля 2022 года ОАО «РЖД»). Этот документ РЖД подписывают со всеми участниками перевозочного процесса. Часто наблюдается, что подготавливаемые перевозчиком документы отвечают его интересам, в основном, предусматривают снижение его ответственности. Юристы с этим борются. Например, по словам М. Русаковой, из договора клиентов «ЖД Консалтинга» удалось убрать пункт о невозможности предъявления убытков. Эксперт подчеркнула, что для корректировки договора нет ограничений по времени и неважно, подписан договор, или еще нет – его можно исправить и заставить перевозчика изменить условия взаимодействия.
Среди вопросов, которые обсуждались на семинаре, также наиболее распространенные претензии при транспортировке грузов, проблемы брошенных поездов, распределение ответственности участников перевозочного процесса (перевозчик, оператор, грузовладелец) при решении различных спорных ситуаций, работа в личном кабинете «РЖД-Груз» по предъявлению к ОАО «РЖД» претензий, связанных с грузовыми перевозками. Также эксперты семинара активно отвечали на вопросы аудитории, касавшиеся как общих принципов работы в спорных моментах, так и конкретных ситуаций.
Предлагаем приобрести пакет материалов участника семинара «Претензионная работа на железнодорожном транспорте», который прошел 26 марта 2025 года в Москве. Организатор – ИД «ОМ-Экспресс».
В пакет участника семинара входят:
- видео и аудиозапись мероприятия,
- презентации спикеров,
- подборка фото.
Отправить заявку на приобретение пакета материалов участника в один клик можно со страницы мероприятия или прислать в свободной форме на имейл: info@om-express.ru