+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
31.01.2025 12:02:34
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Вышел журнал РЖД-Партнер № 1–2 (533–534)!

В январском номере журнала мы подготовили для вас следующие интересные материалы:
Вышел журнал РЖД-Партнер № 1–2 (533–534)!
Нервозность на рынке в конце прошлого года усилила волатильность ставок аренды подвижного состава. Одни клиенты уверяли, что давно не видели такого размера предложений свободного парка и готовности к скидкам на него, как в декабре, а другие указывали, что в последний месяц 2024 года сложно было найти дешевый полувагон под гарантированную подачу в срок.

В результате нижняя планка коридора колебания ставок ощутимо ушла вниз. Снизилась и верхняя граница. А базовая ставка устояла. Однако она сформирована с учетом дополнительных платежей, которые фактически стали постоянными – за более-менее гарантированную подачу под погрузку.

Опрос, проведенный РЖД-Партнером, показал: большинство клиентов утверждали, что ситуация на сети не улучшилась. Отправители по-прежнему сталкивались с жестким квотированием на оформление порожних вагонов из-под выгрузки на путях необщего пользования.

РЖД-Партнер представляет очередной ежемесячный обзор «Зимние парадоксы» с указанием абсолютных значений ставок аренды вагонов (руб./сут.) на споте и ставок доходности вагонов (руб./сут.) по итогам истекшего месяца, оценок и прогнозов динамики на перспективу. В исследовании участвуют представители ведущих российских операторов, грузовладельцев, экспедиторских компаний, отраслевые эксперты.

С неоптимальным использованием порожнего парка на сети борются уже давно. Однако если ранее меры, принимаемые перевозчиком, встречали понимание участников рынка, то с осени прошлого года его инициативы вызывают недоумение и зачастую активное неприятие как со стороны клиентов, так и операторов. Перевозчик исходил из благих намерений, сеть имела ограничения по своим возможностям размещения вагонного парка в движении. При превышении парка в движении 1,1 млн ед. существенно замедлялась скорость перевозок и снижалась маневренность сети. Чтобы ускорить перевозки, в холдинге решили ограничить подсыл порожних вагонов уже вне зависимости от потребностей грузоотправителей. Появились новые шахматки ЦД, предписывавшие среднесуточное снижение содержания рабочего парка на сети согласно дислокации по полигонам. При этом были приняты меры по задержке вагонов в отстое, что, по мнению перевозчика, должно было повысить скорость перевозок. Сначала предполагалось уменьшить рабочий парк на 132,2 тыс. ед., но потом планку снизили до 70 тыс. ед. Участники рынка отметили: на этот раз перевозчик принял свои решения в обход традиционной практики предварительных обсуждений и без привлечения к диалогу экспертных групп со стороны участников рынка. При этом публично не обсуждались ни риски, ни возможные последствия предложенных перевозчиком мер. Подробности в статье «Порожние вагоны и как за ними охотятся».

В 2024 году погрузка на сети РЖД сократилась до 1,18 млрд т, что на 4,1% меньше по сравнению с 2023 годом (однако почти соответствует уровню 2003–2004 гг.).

Это тот самый результат, который был указан в выпуске РЖД-Партнера за ноябрь прошлого года, несмотря на оптимизм некоторых отраслевых специалистов. Их оптимистические прогнозы на 2025 год пока также выглядят не слишком убедительными.

В прошлом году грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии сократился до 3112,9 млрд т-км (-4,9%). Полученный результат хуже прогнозов, озвученных руководством Минтранса РФ в конце 2023-го. Как пояснили эксперты, надежды возлагались на прирост за счет сравнения с низкой грузовой базой осени 2023 года и традиционный рывок в отправках перед Новым годом. Правда, уже в конце лета появились сомнения в реалистичности указанного сценария. Мы предупреждали о «черном лебеде», которого осенью выпустит перевозчик в виде очередного раунда борьбы с «лишним» парком, и это в конечном итоге привело к неотправленным на споте грузам: клиенты не могли отправить все объемы, для которых открылись ниши на рынке. А в декабре 2024 года планы клиентов были скорректированы под давлением очередной индексации тарифа перевозчика, которая обычно проводилась на месяц позже, в январе. Фактически она прошла по формуле «инфляция плюс».

Об итогах грузовой работы на сети РЖД, а также перспективах на 2025-й читайте в теме номера, а также в материале «Удастся ли отыграть утраченное?»

В наступившем году участников рынка грузовых перевозок ждет, во-первых, повышение налогов, а во-вторых, снижение спроса на их услуги. Производители стройматериалов, а также угольщики уже испытали на себе его падение, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Спрос, конечно, попробуют поддержать бюджетным импульсом, именно для этого и повышают налоги, но одновременно Центробанк в битве с инфляцией продолжит политику по повышению ключевой ставки. Этот год надо просто пережить, такое заявление сделали экономисты за деловым завтраком, который организовал РЖД-Партнер в рамках конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство».

В 2024 год Россия вступила с прогнозом по инфляции в 4,5%. Весь этот год Центробанк пытался остановить рост данного показателя, но в итоге уровень накопленной инфляции составил 8,8%. Главная интрига 2025 года – перешагнет ли инфляция отметку в 10%? Детали дискуссии в материале «Мир близок к Великой депрессии?»

Очередной прорыв в технологиях человечество совершило в сентябре 2024 года: искусственный интеллект (ИИ) заставил дальнобойщиков пересесть на пассажирское место. Дальше – больше: в недалеком будущем его вообще отправят в офис. В 2025 году по трассе М-11 «Нева» от Санкт-Петербурга до Москвы будут курсировать 93 беспилотных грузовика. В конце 2024-го их было 43. Но только в четырех из них, по данным Минтранса, пилот пересел с водительского места на пассажирское. Сообщается, тестирование беспилотных автопоездов с водителем-испытателем на месте пассажира начал «СберАвтоТех», а также «СтарЛайн».

Пока беспилотники передвигаются в экспериментальном режиме, что позволит получить ценный опыт для дальнейшего запуска на коммерческой основе в масштабах страны новых технологических решений в рамках коммерческой деятельности, сообщает пресс-служба Минэкономразвития.

В 2022 году в проект вошли грузовладельцы: «Глобалтрак лоджистик», «Магнит», Х5 Logistics, позже присоединились ПЭК, «Почта России». В перечне участников – оператор инфраструктуры, государственная компания «Автодор». В статье «Когда за рулем» – никого» мы собрали данные об автомобильных грузоперевозках будущего и перспективах роботизации дальнобойщиков.

Напоминаем, что продолжается подписная кампания на журналы «РЖД-Партнер» и «РЖД-Партнер Документы» на 2025 год. Отправить заявку в один клик можно со страницы по ссылке, а также написать нам на е-мейл: rasp@rzd-partner.ru или позвонить по тел.: + 7 (812) 418-34-99.

Также вы можете оформить подписку на ежемесячное исследование «Ставки и грузовые вагоны».

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions