Как отмечает генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян, реализуемые сегодня программы развития железнодорожной инфраструктуры, безусловно, необходимы. Но они дадут эффект в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
«Развитие отраслей российской экономики, рост погрузки грузов на железнодорожном транспорте должны происходить здесь и сейчас. Поэтому, на мой взгляд, необходимо применение точечных технологических решений, направленных на повышение пропускной и провозной способности в краткосрочной перспективе», – рассказал Ю. Саакян.
Одним из таких решений, например, может быть локальное путевое развитие, оптимизация технологии работы локомотивов. Целесообразно, чтобы такие меры реализовывались владельцем инфраструктуры совместно с грузоотправителями.
Еще один действенный шаг в решении логистических задач связан с возможностью правительства РФ стимулировать перераспределение грузопотоков. В качестве примера можно привести ситуацию с лесными грузами: за последние 4 месяца отправки продукции ЛПК в адрес портов Северо-Запада увеличились в 2,8 раза благодаря тому, что было принято решение о субсидировании лесоматериалов на экспорт (экспортеры могут возместить до 80% логистических затрат в данном направлении). Как следствие, частично происходит отток леса с наиболее загруженного Восточного полигона.
«Думаю, государству целесообразно самостоятельно определять, стимулировать направления различных грузопотоков», – высказал мнение гендиректор ИПЕМ.
Тяжелый ресурс
О технологических решениях, которые помогают компенсировать нехватку инфраструктуры, говорят и в РЖД. Это, в частности, расширение практики пропуска поездопотока по системе виртуальной сцепки (ВСЦ), которая действует от Тайшета до Находки.
Движение составов по принципу ВСЦ в этом году выросло втрое. «Цифра с начала года приближается к 30 тыс. поездов», – проинформировал замглавы ОАО «РЖД» – начальник Центральной дирекции управления движением Михаил Глазков.
Кроме того, расчет делается и на развитие тяжеловесного движения. Например, на Восточном полигоне каждый второй поезд с грузами по массе превышает унифицированный вес 6300 т. С начала года в направлении портов Дальнего Востока за счет тяжеловесного движения и ВСЦ дополнительно перевезено 5 млн т грузов.
Число тяжеловесов на сети, по словам М. Глазкова, в новом графике движения на 7% больше, чем в прошлом. Это 4 поезда массой 10,5 тыс. т, 15 – массой 9 тыс. т, 49 – массой 8 тыс. т и 130 – 7 тыс. т. Цифра будет расти по мере обновления парка тягового подвижного состава локомотивами тяжелых серий, пообещал начальник Центральной дирекции управления движением.
Углю откроют краткий путь
Для увеличения резервов провозной способности Восточного полигона под экспорт предлагается шире задействовать возможности Ургальского угольного месторождения в Хабаровском крае для поставок на внутренний рынок угля марок Д и Г. Компания «Ургалуголь» (входит в СУЭК) может заместить порядка 1,5 млн т угольной продукции для объектов Дальневосточной генерирующей компании (ДГК), которые потребляют топливо с более отдаленных территорий, в том числе из Кузбасса, говорит директор по логистике АО «СУЭК» Денис Рахимжанов.
Речь идет о Биробиджанской, Амурской, Комсомольской, Артемовской ТЭЦ, Партизанской ГРЭС.
Таким образом, объекты энергетики будут получать уголь по наиболее краткому маршруту (перевозки планируется осуществлять через рокадный участок ДВЖД Ургал – Известковая, где имеется резерв пропускной способности), а угольщики Кузбасса и других восточных регионов получат возможность увеличить экспорт, пояснил в разговоре с РЖД-Партнером Д. Рахимжанов. С ДГК на этот счет уже имеется договоренность, уточнил он.
Переключение поставок энергоносителя на нужды энергетики несколько снизит нагрузку на инфраструктуру Восточно-Сибирской, Забайкальской железных дорог, в частности через участок Иркутск – Слюдянка. Полученный резерв возможно направить для обеспечения экспорта как через морские порты, так и погранпереход Забайкальск.