+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.04.2025 12:12:58
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

БАМу уготовлен третий этап

Несмотря на то, что реконструкция Восточного полигона  является одним из наиболее капиталоемких в инвестпрограмме РЖД, российским экспортерам мощностей БАМа и Транссиба по-прежнему не хватает.
БАМу уготовлен третий этап
В феврале 2025 года было официально объявлено о завершении второго этапа модернизации Восточного полигона с достижением целевого параметра провоза грузов к портам и пограничным переходам Дальнего Востока в объеме 180 млн т ежегодно. Возможности инфраструктуры по итогам первого этапа не превышали 144 млн т.

За последние годы на БАМе введено немало двухпутных вставок и вторых главных путей, станций и разъездов, объектов электроснабжения, локомотивного хозяйства и пр. Только на Дальневосточной магистрали в прошлом году работы велись на более чем 160 объектах, что стало рекордом по масштабу строительства.

Между тем на некоторых объектах, предусмотренных вторым этапом модернизации, работы еще продолжаются. В монополии дают понять, что это не повлияет на реализацию потенциала по вывозу 180 млн т грузов, однако насколько достижима сейчас провозная способность по отдельным направлениям БАМа и Транссиба, «РЖД-Партнеру» комментировать не стали.

О том, что стройка продолжается по объектам второго этапа, подтвердили в ГК «Нацпроектстрой». В частности, на Байкало-Амурской магистрали идут работы на перегоне Чепсары –
Монгохто, где подрядчикам предстоит обустроить более 4,6 км снегоудерживающего барьера. На участке Чебангда – Буреинск в финальной стадии сейчас возведение 7 мостов, ведется благоустройство.

Тем временем на станции Комсомольск-Сортировочный строится транзитный парк «Д». Общая готовность объекта составляет больше 65%. В Тынде под укладку путей подготовлен новый транзитный парк «Т», будет расширена четная и нечетная горловина действующих приемо-отправочных парков.

Однако возможностей инфраструктуры по-прежнему не хватает. Ситуацию усугубляет продолжающаяся с 2022 года трансформация внешнеэкономической логистики, которая привела к повышенному спросу на восточное направление. В настоящий момент немалая часть участков БАМа и Транссиба остается с высоким уровнем загрузки.

В текущем году программа модернизации Восточного полигона выходит на третий по счету этап. По плану необходимо построить более 2 тыс. км вторых путей и свыше
1,5 тыс. искусственных сооружений. Стоит задача превратить БАМ в полноценную двухпутную магистраль.

Инвестиции в третий этап суммарно оцениваются в 3,7 трлн руб. К третьему этапу относятся такие крупные сооружения, как новые Северомуйский, Кодарский, Кузнецовский тоннели, а также второй мост через Амур у Комсомольска.

В 2025 году на модернизацию БАМа и Транссиба предусмотрено 116,9 млрд руб., тогда как в 2023-м отводилось 250 млрд, в 2024-м – 336 млрд руб. Стоит сказать, что инвестиции в Восточный полигон превышают вливания в другие стройки РЖД. Для сравнения, на проект Центрального транспортного узла в 2025 году запланированы 67,2 млрд руб., высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург – 46 млрд руб.

По словам близкого к РЖД источника, снижение финансирования по Восточному полигону можно объяснить тем, что по многим объектам в текущем году в основном намечены проектные работы, тогда как финал второго этапа, пришедшийся на 2024 год, охватил большую часть строек с монтажом, пусконаладкой дорогостоящего технологического оборудования.

Между тем уже появлялась информация о том, что инвестпрограмма Российских железных дорог на ближайшую пятилетку может быть заметно сокращена, и проект реконструкции БАМа и Транссиба не избежит секвестра.

В РЖД тему о возможных корректировках третьего этапа и темпах финансирования не комментируют, но подтверждают неизменность планов – к 2030 году нарастить провозные способности Восточного полигона до 210 млн т, а к 2032-му – до 270 млн т (в дальнейшем прирост мощностей должно обеспечить открытие трех больших тоннелей и моста через Амур).

Эксперты не исключают, что по третьему этапу может возникнуть некая пауза из-за нехватки средств, в то же время необходимо понимать, какие виды грузов обеспечат дальнейшую загрузку Восточного полигона, принимая во внимание высокую волатильность сырьевых товаров на мировых рынках.
Павел Усов

Полная версия материала опубликована в №7-8 журнала «РЖД-Партнер».

Напомним, что вопросы, связанные с грузовой работой на сети РЖД, будут рассматриваться на транспортно-логистическом форуме «Грузовая панорама», который состоится 28 мая 2025 года в г. Москве (отель «Золотое кольцо», ул. Смоленская, д.5). Организатор – редакция журнала «РЖД-Партнер». Помимо офлайн-формата, возможно и онлайн-участие в форуме.

В рамках форума пройдет две дискуссии. Первая будет посвящена тому, как восстановить погрузку на сети РЖД и привлечь дополнительные объемы грузов. На второй дискуссии будут рассматриваться вопросы, как лучше выстроить работу в условиях различных ограничений, введенных сейчас на сети.

Регистрация участников: по тел. +7 812 418 34 90 или по электронной почте conf@rzd-partner.ru. Заявку на участие также можно отправить со страницы форума.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions