Рост погрузки Октябрьской железной дороге в 2023 году обеспечили грузы, направленные в адрес портов русской Балтики. Но показатель вырос по сравнению с прошлым годом всего на 3%. Если верить участникам закрытого совещания, которое в январе РЖД провели с владельцами строительных и инертных грузов, то владелец железнодорожной инфраструктуры требует не просто нарастить погрузку стройгрузов, но и даже предложил грузовладельцам помощь.
Собеседник РЖД-Партнера, участвовавший в этом совещании, признается, что грузовладельцы как согласились наращивать погрузку, так и не отказались от помощи. А она нужна, потому что без нее даже не получится сохранить объемы погрузки строительных и инертных грузов.
Выяснилось, отгрузка в последние 2 месяца 2023 года у ряда грузовладельцев «немного не попала в намеченные цифры». И, по прогнозу участников рынка, «немного не попадать в намеченные цифры» отгрузка на сети не будет еще 4 месяца, до майских праздников. И, что самое печальное, – динамика традиционна для ОЖД: каждую зиму региональные щебеночники получают из портов русской Балтики полувагоны с остатками угля. Поэтому владельцы инертных грузов ежегодно, с ноября по апрель, вступают в неравный бой с номенклатурой, которую железнодорожный перевозчик определяет как ранее перевозимый груз.
Погода против погрузки
Щебоночники затраты на очистку полувагонов от угля еще лет 8 назад оценивали в 10 млн. Сейчас стоимость работ многократно выросла. Грузоотправители намерены затраты выставлять портам. Но не могут этого делать, так как нет договорных отношений между щебеночниками и портами. Есть договор между портом и РЖД. Но представитель владельца железнодорожной инфраструктуры никак не отозвался на инициативу о взыскании компенсации с портов, он предложил грузоотправителям не ждать погоды у моря, а браковать вагоны с остатками угля. Грузовладельцы отказались: недоочищенными из портов русской Балтики приходят девять из каждых десяти полувагонов. Если подвижной состав браковать и возвращать предыдущему грузополучателю, то грузить щебень будет не во что. А это значит, грузополучатели, которые ждут груз вовремя и в полном объеме, уйдут к тем, у кого есть очищенные от угля полувагоны.
«За сутки очищаем 30 полувагонов. Пытаемся повысить число полувагонов до 40 в сутки. Но пока не получается», – объясняют свою позицию щебеночники.
Представители железнодорожной компании, работающие на припортовых станциях, оправдываются: полувагоны «под метлу» зачистить невозможно, так как уголь смерзается. Работу станций заблокировали аномальные морозы, которые доходят до минус 35. Но, удивительно, споры идут между начальниками станций, входящих в ОЖД. Получается, начальники припортовых станций создают проблемы своим коллегам. Если грузоотправители забракуют полувагоны, то неочищенный порожняк заблокирует ОЖД.
РЖД намерены найти ответ в ближайшее время, об этом РЖД-Партнеру рассказывают участники рынка с горькой усмешкой. Почему усмешка горькая? Грузоотправители признаются, железнодорожный монополист ищет решение лет восемь, с 2015 года. Уже тогда, если верить протоколам совещания, грузоотправители и РЖД пытались найти виновных. Но так и не нашли, если верить закрытому совещанию, которое состоялось в январе 2024 года. На нем представитель РЖД признался, что ОЖД за первые две декады января не догрузила строительными грузами более 1,5 тыс. вагонов.