Благодаря этому намечалось в октябре повышение маневренности в движении на сети и увеличение скорости движения поездов в среднем на 1 км/ч.
Вагоны притормозили – поезда не ускорились
Однако в октябре участковая скорость на сети РЖД снизилась на 7,1% в сравнении с тем же месяцем 2023 года. Относительно предыдущего месяца показатель подрос, но незначительно – всего на 0,1 км/ч (33,8 км/ч, +0,3%). Это никак не укладывается в намеченный параметр (+1 км/ч) ни к сентябрю текущего года, ни тем более к октябрю прошлого года.
И это неудивительно: количество конвенций на сети по сравнению с сентябрем текущего года не уменьшилось. Массовые ограничения действовали при отправках экспорта не только на восток и на юг, но и на северо-западе, включая мурманский ход.
Не сократились конвенции и на внутренних маршрутах – несмотря на то, что в октябре наступил межсезонный период для ряда номенклатур, которые перевозят внутри РФ. Ограничения действовали, как сообщил источник в ОАО «РЖД», на полигонах Свердловской и Куйбышевской железных дорог, в центре РФ и на Урале.
Оборот вагона не улучшился
На сети смогли снизить встречные порожние вагонопотоки в рамках определенных сетевых схем. Однако, как это и предсказывалось в выпуске исследования РЖД-Партнера за сентябрь, дополнительные заторы и брошенные поезда появились на других участках сети, где клиенты ждали вагоны под погрузку, а операторы не смогли удовлетворить просьбы клиентов.
При этом объемы брошенных поездов на ЗапСибе на фоне объявленных принятых мер перевозчиком (на этом направлении они названы едва ли не эталонными решениями – то есть теми, которые должны тиражироваться на сети) не сократились, а даже наоборот – наблюдалась склонность к увеличению на фоне изменений логистики и вмешательства в систему перемещений порожних вагонов, разбалансировки работы парков в целом и нарушений принципа недискриминационного доступа к инфраструктуре.
Как следствие – ряд предприятий (в угледобывающей отрасли) снизили объемы погрузки, а ряд предприятий (щебеночные карьеры) оказались в октябре на грани остановки.
Это объясняет, почему некоторые улучшения произошли на путях необщего пользования. Скажем, под грузовыми операциями оборот вагона улучшился на 0,6%. Ну просто на пути необщего пользования подали меньше порожнего подвижного состава. И грузить дополнительно было нечего.
При этом ухудшения оборота вагона проявились в движении (+2,5%) и на технических станциях (+4,4%), где отставленные «лишние» вагоны забили пути.
Погрузка упала
Опросы в телеграм-канале РЖД-Партнера показали, что тему снижения погрузки на ж/д сети респонденты поставили по важности на первое место среди транспортных вопросов. И это не случайно.
Погрузка в октябре текущего года упала до 96,9 млн т, что на 6,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом в глубокий минус ушли номенклатуры, которые перевозят в полувагонах – уголь (-9%) и стройгрузы (-13%). Пострадали и отправители нефтегрузов. «Мы отправили на экспорт столько, сколько смогли», – подтвердил представитель НПЗ.
Между тем, в ОАО «РЖД» заверяли, что отставление от движения части «лишнего» рабочего парка не помешает обеспечить грузоотправителей порожними вагонами в необходимом количестве.
«Компанией установлен особый контроль за подачей подвижного состава на предприятия непрерывного цикла», – говорилось в сообщении перевозчика. В частности, в РЖД отметили, что на станциях погрузки находится достаточное количество порожних вагонов, в том числе для обеспечения потребностей НПЗ.
Статистика свидетельствует о том, что принятые меры не позволили существенно улучшить ситуацию на сети. Порожние вагоны убрали, но брошенные поезда с грузами остались. Достичь увеличения средней участковой скорости движения грузовых поездов не удалось. И погрузка ушла вниз глубже, чем ожидалось.