По данным на 19 января, с начала месяца через железнодорожный погранпереход Гродеково (Пограничный) вывезено 177,7 тыс. куб. м лесопродукции, в том числе 45,4 тыс. куб. м необработанного леса. Об этом сообщили РЖД-Партнеру в Уссурийской таможне. 78% экспортируемой древесины приходилось на березу, 22% – на осину и тополь.
В свою очередь, в управлении Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области уточнили, что сотрудниками ведомства с 1 января фитосанитарные сертификаты оформлялись на пиловочник березы, пиловочник липы и пиловочник осины (тополя дрожащего), не подпадающие под ограничения. Вывоз этой деловой древесины осуществляется через ЖДПП Пограничный и морские пункты пропуска, установленные постановлением правительства РФ от 15.07.2010 г. № 521 «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для убытия с территории Российской Федерации отдельных видов товаров».
Потребителем необработанного леса, констатируют в Россельхознадзоре, по-прежнему остается Китай. Тогда как число стран-экспортеров дальневосточных пиломатериалов шире. Это Южная Корея, Вьетнам, Индия.
Продукты переработки поставляются и на рынок КНР. Согласно данным на 19 января, через Гродеково экспортировано 102,3 тыс. куб. м продукции лесопиления. 28% пиломатериалов составляет пихта, 16% – сосна, 40% – другие хвойные породы, 9% – тополь и осина, 2,5% – ясень и береза.
От Кореи до Карелии
С 1 января 2021 года из России запрещен вывоз хвойных и ценных лесных пород, таких как ель обыкновенная или пихта белая европейская, сосна обыкновенная, ель аянская, пихта белокорая, лиственница даурская.
Некоторые исключения предусмотрены для железнодорожных пунктов пропуска Люття в Карелии и Хасан в Приморье – на границе с Финляндией и КНДР. Например, в эти страны может экспортироваться балансовая (неликвидная) древесина из даурской лиственницы, которая произрастает во многих регионах Дальнего Востока.
Стоит сказать, что дальневосточные лесозаготовители уже столкнулись с проблемой реализации низкосортной, тонкомерной древесины, балансов. Деревообрабатывающие предприятия региона такую продукцию не берут, тогда как Китай прежде покупал такой лес.
В настоящее время движение поездов через погранпереход Хасан – Туманган закрыто по решению властей Северной Кореи. «Информация от лесоэкспортеров относительно планов по вывозу древесины через ЖДПП Хасан в Уссурийскую таможню не поступала», – уточнил начальник таможни Алексей Кузьмин.
Железнодорожное сообщение с КНДР из-за пандемии было приостановлено осенью 2020 года (до этого в Северную Корею осуществлялся экспорт в небольших объемах, главным образом, хлебных грузов и нефтепродуктов). Тем не менее на днях стало известно о возобновлении перевозок между КНДР и Китаем, которые были заморожены более чем на год.
Теоретически отправки необработанного леса через Хасан возможны. Правда, его покупателем все же видится не Корея, а тот же Китай. До северокорейского порта Раджин, как известно, проложен путь с колеей 1520 мм. Перевозки российских грузов, а именно угля, в его адрес прекратились из-за международных санкций. В то же время Раджин (здесь действует особая экономическая зона Расон) располагает автомобильным сообщением с КНР.
Будет ли экономически целесообразен реэкспорт, накладывающий дополнительные затраты при перегрузе древесины из одного вида транспорта в другой, пока неясно. Кроме того, КНДР в данном районе граничит с китайской провинцией Цзилинь, тогда как традиционно крупным потребителем дальневосточного леса является провинция Хэйлунцзян, где за десятилетия сформирована соответствующая инфраструктура и рынки сбыта.