Компания уже приступила к разработке дорожной карты. В нее будут заложены целевые показатели и мероприятия по их достижению. Горизонт планирования – до 2024 года. Документ собираются подготовить до конца 2019-го. Дорожная карта предусматривает в качестве задач формирование научно-технологической и производственной инфраструктуры, продвижение продукции мирового уровня, в том числе на базе соответствующих отечественных технологий, и подготовку квалифицированных кадров. Она является частью реализации Стратегии научно-технологического развития РЖД на период до 2025 года.
Ключевая особенность квантовых коммуникаций – создание систем связи, которые невозможно будет взломать. В данном случае ключевым защитным элементом становятся не математические алгоритмы, как в большинстве современных криптографических систем, а законы квантовой физики. В перспективе такой способ связи позволит обеспечивать в разы более высокую скорость передачи информации и практически полную безопасность шифрования.
Квантовая сеть допускает движение информации между разделенными системами. Сетевые узлы обрабатывают информацию, выполняя функцию квантовых вентилей (приемников и передатчиков). Движение информации безопасно за счет алгоритмов квантового распределения ключей: система случайным образом определяет два числа для собеседников, с помощью фотонов происходит обмен временными ключами и вырабатывается общий ключ. Дальнейшая передача информации шифруется с его помощью.
Однако передача квантовой информации ограничена расстоянием, поскольку передаваемый сигнал может ослабнуть и потребуется новый обмен ключами. В мае 2019 года компания «Инфотекс» представила аппарат с квантовой защитой связи, он поддерживает расстояние между собеседниками не более 25 км. Высокая скорость прохождения через участки дороги позволяет РЖД увеличить это расстояние до 100 км.
Для строительства сети потребуются доверенные узлы. Базовая информационная инфраструктура РЖД содержит более 70 тыс. км магистральных волоконно-оптических линий связи. На них у РЖД есть возможность использовать такие доверенные узлы.
На железнодорожном транспорте описанная технология может применяться для создания защищенных систем сбора данных и передачи управляющих сигналов. Технические особенности сделают невозможным вмешательство в процесс передачи команды, и ее нельзя будет подменить. Цель проекта – повысить эффективность работы служб, обеспечивающих движение, и безопасность железнодорожного транспорта в целом.
В июле 2019 года президиум Правкомиссии по цифровому развитию одобрил дорожную карту развития квантовых технологий, которую составили Российский квантовый центр (РКЦ) и Московский институт стали и сплавов. Предполагаемые инвестиции до 2024 года – 43 млрд руб. В ряду с квантовыми коммуникациями предлагается развивать квантовые компьютеры и сенсоры.
Отметим, что для России технологию нельзя назвать новой. Некоторые компании уже представили свои разработки и достижения в этой сфере. В июне 2016 года Газпромбанк и Российский квантовый центр запустили квантовый канал связи между отделениями банка на расстоянии 30 км. В этом году с помощью РКЦ была продемонстрирована работа первой межкорпоративной квантовой сети. Для демонстрации был проведен сеанс видеосвязи между стендами Газпромбанка, Сбербанка и PWC с полной защитой информации.