Все поглощающие аппараты имеют срок службы в 32 года, но при условии прохождения через 16 лет капитального ремонта. Законодатель запретил установку под вагоны поглощающих аппаратов, не прошедших капитальный ремонт. Ограничения действуют с января 2023 года. Однако, чтобы провести капитальный ремонт, сервисный центр или ремонтный участок должен иметь разрешение ФАЖТа с присвоением компании условного номера (клейма) на ремонт каждой модели поглощающего аппарата.
«Для ремонта и обслуживания эластомерных поглощающих аппаратов существует всего 13 ремонтных участков, и этого количества, конечно, недостаточно. Но если рассмотреть каждого производителя аппаратов отдельно, картина становится намного хуже», – говорит Андрей Соболев, председатель А ОЖдПС.
Где и как ремонтировать поглощающие аппараты? Участники рынка разводят руками. На железнодорожной сети эксплуатируют почти 2,5 млн. грузовых вагонов, оснащенных поглощающими аппаратами класса Т1, Т2 и Т3. В 2024 году на капитальный ремонт отправят 50 тыс. вагонов, в 2025 – 70 тыс.
«Вагонмаш» с 2005 по 2009 годы выпустил 150 тыс. ед. поглощающих аппаратов. Если в 2023 году на капитальный ремонт отправить все аппараты, выпущенные компанией за эти четыре года, то собственники вагонов должны потратить почти 4 млрд рублей, говорит Андрей Соболев.
«Мы посчитали одного производителя аппаратов класса Т1», – добавляет он.
Фактор роста затрат на содержание вагонного парка
На сети эксплуатируют почти 2,6 млн грузовых вагонов, под которыми установлены поглощающие аппараты. Из них класса Т3 – 133 тыс. единиц. В 2023 году стоимость его составляет в среднем 78 тыс. руб. Аппаратов класса Т1 много больше, 1,7 млн, стоимость их в среднем 42 тыс. рублей. Стоимость капитального ремонта аппарата класса Т1 без учета доставки к месту ремонта и без учета НДС – около 26 тыс. руб. Неисправные поглощающие аппараты или аппараты, достигшие срока службы 16 лет, оператор должен направить на капитальный ремонт, или на завод-изготовитель, или в сервисный центр. Выбор у оператора небольшой, сервисные центры есть только у заводов-изготовителей. И ни одно из вагоноремонтных предприятий не оказывает услуги по ремонту эластомерных поглощающих аппаратов, констатирует Андрей Соболев.
«Почему так мало сервисных центров? Во-первых, и наверное, самое главное, производители не хотят давать свое согласие на аттестацию ремонтных участков и не предоставляют ремонтную документацию. Во-вторых, необходимо получать разрешение от ФАЖТа на каждую модель поглощающего аппарата», – добавляет он.
Тенденция привела к отсутствию независимой конкуренции на рынке ремонта поглощающих аппаратов, что, конечно же, вылилось в высокую стоимость капитального ремонта аппаратов, продолжает А. Соболев. Эксперт говорит о создании фактической монополии на ремонт поглощающих аппаратов. Чтобы избежать диктата в капитальном ремонте от завода производителя, операторы вынуждены соглашаться на покупку нового поглощающего аппарата, который произвел этот же завод производитель. А это значит, рынок переживает фактическое снижение срока службы поглощающего аппарата до 16 лет и искусственное провоцирование спроса на новые поглощающие аппараты, резюмирует Соболев.