По словам эксперта, правовой статус экспедитора в подавляющем большинстве юрисдикций регулируется национальным законодательством о транспортно-экспедиторской деятельности, которое имеет широкую сферу применения и не учитывает специфику железнодорожных перевозок. «Сегодня на современном рынке железнодорожных перевозок нет официального понятия «международный железнодорожный экспедитор». Государственные органы, осуществляющие налоговый и валютный контроль, при отсутствии специальных знаний о механизме осуществления международной грузоперевозки, зачастую осуществляют расширительное толкование правовых норм и применяют к железнодорожному экспедитору требования, относящиеся к собственникам перевозимого груза. Данные требования закономерны, если экспедитор является грузоотправителем либо грузополучателем товара. В иных случаях экспедитор не передает и не принимает товар ни на одном из этапов осуществления перевозки, следовательно, у него отсутствуют документы на груз», – рассказал М. Трушин.
Кредитные организации, осуществляющие валютный контроль при осуществлении валютных платежей в адрес иностранных экспедиторов и перевозчиков, по словам эксперта, запрашивают у российских экспедиторов копии инвойсов, экспортно-импортных контрактов, таможенных деклараций в отношении перевозимого груза. При этом у контролирующих органов отсутствует понимание того, что экспедитор не имеет отношения к перевозимому товару, осуществляя деятельность по организации и координации перевозочного процесса. М. Трушин добавил, что с аналогичным подходом можно столкнуться и при взаимодействии с налоговыми органами.
Отсутствие определенности в правовом статусе экспедитора также влияет на взаимодействие с иностранными перевозчиками в рамках обмена информацией о данных грузоотправителей для предъявления им претензий и о произведенных списаниях штрафов и иных удержаний. Примером может служить следующая ситуация.
«Осуществляя оплату провозных платежей в рамках определенных территорий, экспедитор может не иметь оформленных правоотношений с зарубежным грузоотправителем, а также с перевозчиком страны отправления груза. При этом в соответствии с положениями СМГС грузоотправитель несет ответственность за заполнение накладной и достоверность указанных сведений, и именно к нему адресуются претензии в случае конфликтных ситуаций, например начисления штрафов за превышение массы груза. В настоящее время получение экспедитором контактных данных грузоотправителя существенно затруднено, перевозчик страны отправления груза не предоставляет их по запросу экспедитора, ссылаясь на отсутствие договорных отношений. В таком случае необходимым является информирование экспедитора о дополнительных списаниях, штрафах, допущенных по вине грузоотправителя или грузополучателя, но предъявляемых перевозчиком к экспедитору в момент их возникновения, для своевременного принятия соответствующих мер экспедитором», – рассказал М. Трушин.
Эксперт считает необходимым включить в накладную листы для направления дополнительным участникам перевозки с указанием расширенных контактных данных об экспедиторе (адрес электронной почты, телефон), которые будет вносить грузоотправитель.
Последний перевозчик после проставления соответствующих отметок о направлении перевозки предоставлял бы указанные листы дополнительным участникам перевозки, включая расходы на обработку документов в сумму провозных платежей либо списывая их с ЕЛС экспедитора. «Такие документы однозначно подтверждали бы исполнение международного договора перевозки и соответствовали требованиям налоговых органов», – выразил надежду М. Трушин.
Он обратился ко всем экспедиторам с призывом принять участие в обсуждении данного вопроса и формировании единой стратегии обращения в соответствующие органы (комиссия по транспортному праву ОСЖД, Минтранс России) для решения данного вопроса.