Около 60 тыс. ед. грузовых вагонов поставят на российский рынок вагоностроители в 2024 году, такой базовый прогноз дает RSA. Объем равен итоговым показателям 2023 года. При этом в зависимости от различных факторов показатели за 2024 год могут колебаться в диапазоне 57–64 тыс. ед., уточняет для РЖД-Партнера Александр Поликарпов, управляющий партнер, сооснователь ROLLINGSTOCK Agency.
«На потребность рынка в новых вагонах всегда влияет целая комбинация факторов, включая списание парка, оборот вагонов, скорости доставки груза, прогноз состояния товарных рынков сбыта продукции, ставку ЦБ, темпы развития различных сегментов рынка операторов вагонов. Переориентация грузопотоков 2022–2023 годов, масштабные работы по развитию сети, дефицит тяги в конечном счете влияют на оборот вагона и скорость движения груза», – перечисляет он.
Объем списаний парка по возрасту будет нарастать в ближайшие шесть лет, до 2030 года. В этот период под списание подпадает около 194 тыс. ед. вагонов.
«Так, в сегменте транспортировки сжиженных углеводородов в специализированных цистернах уже сложился дефицит парка и в ближайшие несколько лет, скорее всего, будет усиливаться. Ситуацию осложняет принятие ЕС 12-го пакета санкций, согласно которому в конце 2024 года экспорт СУГ на Запад станет невозможным. Это приведет к изменению направлений экспорта и дальнейшему росту груженого плеча и оборота вагонов», – рассказала начальник департамента стратегического развития и маркетинга АО «СГ-транс» Наталья Дрыжак на конференции «Рынок СУГ России».
Вагон – цена дваВ настоящее время в связи с замедлением работы сети наблюдается высокая потребность во всех родах вагонов, продолжает Александр Поликарпов. По мнению эксперта, на фоне больших объемов списания в 2024 году наиболее востребованы будут нефтебензиновые цистерны, сохранится спрос на полувагоны, а вот спрос на зерновозы уже прошел пик.
«Алтайвагон» нарастил компетенции в производстве крытых вагонов, вагонов-хопперов и цистерн, а также литья. В 2023 году завод произвел более 10 тыс. ед. вагонов. Официальной информации о планах на 2024 год «Алтайвагон» не сообщает. Неофициально известно, что новый собственник завода не отказывается от исполнения контрактов, которые заключил прежний владелец. О новых сделках пока не известно.
Новый собственник завода – ГК «Талтэк» – контролирует ряд угледобывающих предприятий Кемеровской области, общий объем угольных запасов на начало 2023 года оценивался в 650 млн тонн. «Талтэку» принадлежат Барнаульский ВРЗ, железнодорожный оператор «Талтэк Транс» и Кандалакшский морской торговый порт. Участники рынка не исключают, «Алтайвагон» в будущем будет покрывать потребности нового собственника, то есть, возможно, завод сконцентрируется на выпуске полувагонов для транспортировки угля. Но это – самый пессимистичный прогноз, продолжает собеседник РЖД-Партнера. Оптимистичный предусматривает синергию, ведь она поможет нарастить компетенции в выпуске полувагонов и не позволит их потерять в производстве хопперов, крытых вагонов, платформ, а также цистерн для нефтебензина и СУГ. Барнаульский ВРЗ теперь получает приоритетный доступ к литейным мощностям «Алтайвагона», а это значит, ему не грозят срывы производства из-за дефицита и подорожания литья на рынке.
Продано
В 2023 году был рынок продавца как в сегментах вагоностроения, так и в оперировании грузовыми вагонами, продолжает Александр Поликарпов.
«Высокая вероятность, что рынок продавца сохранится еще несколько лет. Эти периоды наиболее удачны для продажи таких крупных активов, как «Алтайвагон», так как и продавец продает свой актив на пике и покупатель несколько лет сможет возвращать свои инвестиции ускоренными темпами», – продолжает эксперт.
Участники рынка на условиях анонимности подтверждают динамику, в наступившем году сообщения о сделках слияния и поглощения на рынке вагоностроения еще будут. Только за четвертый квартал прошлого года на российском рынке прошло 135 сделок слияния и поглощения на $17,2 млрд, сообщает агентство AK&M. В декабре появилось сообщение о продаже Объединенной вагонной компании, однако имя покупателя до сих пор не известно.
Вопросы, связанные с актуальными проблемами на железнодорожной сети, производством и ремонтом подвижного состава, будут рассматриваться на Транспортном форуме «Подвижной состав: производство, эксплуатация и ремонт», который состоится 22 февраля 2024 года в г. Москве (отель «Золотое кольцо», ул. Смоленская, д. 5).
Организатор – редакция журнала РЖД-Партнер. Помимо офлайн-формата, возможно и онлайн-участие в форуме.
В его рамках, помимо дискуссии, посвященной работе парка подвижного состава на сети РЖД (основным показателям работы вагонов, оценке лишнего парка и др.), пройдет сессия, посвященная анализу и оценке производства грузовых вагонов, а также сессия о ремонте подвижного состава (развитие ВРП, качество ремонта, вопросы цифровизации и др.).
Регистрация участников: по тел.: +7 (812) 418-34-90 или по электронной почте: conf@rzd-partner.ru. Заявку на участие также можно отправить со страницы форума.