Ранее LTG сообщала BNS, что с 1 февраля ежедневно из Литвы в Беларусь отправляется в среднем 18 поездов, не считая порожних вагонов с калийными удобрениями, которые возвращаются в Беларусь после разгрузки в Клайпеде.
«В феврале поезда, загруженные на литовских станциях, должны составить около 30% всех поездов, пересекающих литовско-белорусскую границу с литовской стороны, причем большинство из них направляется в Беларусь, Россию и Украину», – говорится в комментарии BNS. По данным компании, поезда, сформированные в Литве, в основном перевозят нефтепродукты, удобрения и черные металлы.
Напомним, США ввели санкции в отношении «Беларуськалия», одного из крупнейших мировых производителей калийных удобрений, в августе прошлого года. Санкции вступили в силу в начале декабря. LTG расторгла свой долгосрочный контракт с белорусским производителем с 1 февраля после того, как правительство Литвы решило, что эти отношения не отвечают национальным интересам страны.
По словам президента Ассоциации стивидорных компаний Литвы Вайдотаса Шилейки, в ответ на действия Беларуси некоторые литовские производители уже пробуют новые маршруты через Польшу. В. Шилейка говорит, что литовские перевозчики могли бы перевозить грузы автомобильным транспортом или по железной дороге через Латвию, или через Польшу.
«Один из вариантов – перевести часть грузов с железнодорожного транспорта на автомобильный и обойти Беларусь или, если транзит автомобильного транспорта не закрыт, пересечь Беларусь автомобильным транспортом», – сказал он в комментарии СМИ. «Другим вариантом было бы обойти Беларусь и попытаться перевозить товары по железной дороге через Латвию, но неизвестно, будет ли обеспечена достаточная транзитная пропускная способность на этом маршруте. Еще одной альтернативой является доставка товаров через Польшу, что было опробовано некоторыми литовскими производителями».
Шилейка заявил, что запрет на железнодорожный транзит через Беларусь может затронуть поток от 2 до 3 млн т грузов или даже больше из порта Клайпеда. Пока неясно, коснутся ли запреты поезда «Викинг», который перевозит контейнеры в литовский морской порт, отметил он.
По словам президента ассоциации, в связи с мерами, удорожающими цепочки поставок, грузовладельцы могли бы подумать о том, чтобы вывезти свои грузы из Клайпеды.