+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.12.2021 11:45:05
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Европа возрождает ночные поезда, но пассажиры не покупают билеты

Пандемия COVID-19 продолжает бушевать, но это не повод для Европы отменять планы по переходу на зеленые технологии. Одним из главных пунктов в этой стратегии видится увеличение количества железнодорожных перевозок. В частности, возрождение ночных поездов. Правительство Франции уже объявило, что к 2030 году страна планирует ввести в эксплуатацию около десяти линий ночных поездов. И вот на этой неделе первый состав отправился из Вены в Париж...
Первый пошел!

Легендарный поезд, следующий по маршруту Восточного экспресса, в понедельник вечером отошел от железнодорожного вокзала Вены. Спустя несколько минут журналисты и представители официальной делегации с удивлением обнаружили, что на борту не оказалось ни одного пассажира.

«Должно же было быть много людей», – удивился проводник Ибрагим Уэйд, держа в руках список отсутствующих пассажиров. «Это все пандемия», – быстро нашелся ответ.

Ночные поезда, обслуживаемые австрийской национальной железнодорожной фирмой OBB под брендом Nightjet, предлагают и сидячие места, и более удобные спальные кабины. В некоторых ВИП-вагонах даже есть отдельные душевые, в то время как другим пассажирам приходится мыться в общих.

«Ночной поезд явно ориентирован на деловых путешественников», – сказал Курт Бауэр, начальник отдела поездов дальнего следования OBB. Но и туристам он тоже должен понравиться, добавил он.

Туристам, которые не любят торопиться. И которые любят тратить деньги. Так, поездка из Вены в Париж занимает около 15 ч., цена сидячего билета (поезд, напомним, ночной) – €109, обычного спального места – €154, а ВИП-койки – €194. Авиаперевозчик Ryanair домчит из Вены в Париж за 2 ч. и €23.

«Зальцбург, город Моцарта, находится вдоль маршрута. Как и Страсбург и Мюнхен», – сообщается в описании поезда. Однако создатели забывают, что поезд ночной, поэтому смысла в том, что он проходит через живописные и знаковые места, для туристов нет.

«Именно бюджетные авиакомпании уничтожили Восточный экспресс более десяти лет назад, и полеты остаются главным конкурентом поездок на дальние расстояния на поезде, – признаются сторонники проекта. – Но наши клиенты все более и более чувствительны к экологическим аспектам. Особенно молодежь, но не только. Во время перелета выделяется примерно в 10 раз больше CO2, чем во время поездки по железной дороге».

Где логика?

В 2016 году именно австрийский оператор загорелся возрождением ночных поездов. В качестве первого пункта назначения был выбран Париж. Теперь три поезда в неделю будут совершать 1400-километровый рейс между двумя столицами. В следующем году Nightjet планирует запустить ночной маршрут Париж – Берлин, а в конце 2023-го надеется запустить ночные поезда между Берлином, Брюсселем, Парижем и Веной. Nightjet также планирует создать маршрут Цюрих – Барселона, который по пути будет делать остановки в Женеве и Лионе.

Французское правительство также хотело бы, чтобы ночные поезда связывали Париж с Барселоной, Копенгагеном, Мадридом, Римом и, возможно, даже со Стокгольмом. Совсем недавно министр транспорта Франции объявил о планах по новому проекту, который поможет увеличить количество поездов, курсирующих в ночное время. Этот проект, стоимость которого, как ожидается, составит не менее €800 млн, будет реализован в период с 2026 по 2030 год.

Комментируя решение о вводе в эксплуатацию дополнительных линий ночных поездов, правительство Франции отметило, что «инвестиции в железную дорогу означают инвестиции в будущее».

Премьер-министр Франции Жан Кастекс открыл ночной поезд из Парижа в Ниццу еще в мае. Во время инаугурации он заявил, что этот проект поможет укрепить экономику страны, уровень занятости и инновационную сферу.

Ночной поезд Париж – Ницца действительно легендарен. Le Train Bleu – икона начала XX века, он принимал на борту Агату Кристи, Коко Шанель, Марлен Дитрих и многих других знаменитостей. Ночной маршрут Париж – Ницца прекратил существование в 2017 году. От Le Train Bleu осталось только название, которое сегодня носит роскошный ресторан.

Решение было основано на том факте, что ночные поезда не приносили достаточного дохода, скоростные поезда и самолеты победили в этой гонке за пассажира. По данным французской финансовой газеты Les Echos, €100 государственных субсидий были потрачены на каждый купленный билет на ночной поезд, что составляет 25% от общего объема убытков, понесенных нескоростными железнодорожными перевозками. Но проект по ночным поездам вновь расчехлили, хотя никаких предпосылок к успешной его реализации не появилось.

Наполеоновские планы

В результате различных факторов, включая пандемию COVID-19 и требования к более экологичным поездкам на уровне ЕС, в 2020 году президент Франции Эммануэль Макрон внезапно объявил о решении правительства возобновить движение ночных поездов. И это на фоне различных ограничений, действующих в отношении поездок.

«Сегодня вечером мы вновь открываем то, чем, возможно, слишком быстро пожертвовали», – сказал Кастекс, садясь в поезд в мае.

Французское правительство уже выделило €100 млн на возобновление ночных поездов, из которых €40 млн пойдут на реконструкцию ночного поезда Париж – Ницца, включая обеспечение подключения Wi-Fi.

Чтобы сделать его более привлекательным для клиентов, цены будут варьироваться от €19 до €39 за откидывающееся сиденье или спальное место второго или первого класса. 

«Путешествуйте на нашем ночном поезде от €19», – говорится на официальном сайте перевозчика SNCF. Койка в купе первого класса обойдется всего в €39, гласит реклама. Однако купить билет за €19 возможно только за месяц до поездки. Если уехать нужно в ближайшие дни, то такое путешествие обойдется в €160. Составит оно 13 ч. в пути. Улететь из Парижа в Ниццу можно хоть завтра за €11 авиакомпанией EasyJet. Время в пути – 1 ч. 25 мин.

Еще больше невостребованного сервиса!

Ночной поезд Париж – Ницца станет не единственным, который будет перезапущен, так как французское правительство планирует перезапустить еще несколько маршрутов до 2030 года: Бордо – Марсель, Дижон – Марсель, Лион через Иль-де-Франс и Париж – Тулуза.

Оживление маршрутов ночных поездов не будет ограничено только Францией, но станет включать и другие европейские направления. К концу года планируется начать курсирование по маршруту Вена – Монако – Париж, а ночной поезд Париж – Берлин будет курсировать с 2023 года, выдают наполеоновские планы железнодорожники.

Однако невозможно возродить то, что навсегда устарело. Если роскошные туристические поезда с красивыми интерьерами еще могут найти своего клиента, хотя и редкого, то основной клиент 13-часовой тряски на тесных койко-местах за €150 – это, вероятно, аэрофоб или страстный фанат железных дорог.

Карта начала 1990-х гг. показывает, насколько обширной когда-то была сеть ночных железных дорог с маршрутами из Парижа в Берлин, из Варшавы в Будапешт, из Амстердама в Прагу и из Парижа в Мадрид. Были даже планы создания «Ночной звезды», сестры Eurostar, только ночной, которая должна была доставлять пассажиров через недавно открытый (в 1994 г.) тоннель Ла-Манша из Лондона в Мадрид.

Но бюджетные авиалинии похоронили эти проекты. Внезапно путешественники смогли летать по всей Европе по выгодным ценам, благодаря бизнес-модели, которая опиралась на массово субсидируемое авиационное топливо. В то же время железнодорожные компании отделили эксплуатацию путей от надзора за инфраструктурой. Плата за доступ к путям увеличила стоимость проезда.

В декабре 2012 года перевозчик Elipsos остановил ночные поезда между Барселоной и Цюрихом, а также Барселоной и Миланом. Год спустя в последний рейс отправился ночной поезд между Римом и Парижем. А в 2014-м поезд Deutsche Bahn (DB) совершил последнюю поездку из Берлина в Париж. DB полностью прекратил движение ночных поездов в 2016 году.

Эксперты уверены, что никаких оптимистичных прогнозов в отношении ночных поездов не может быть. Такой подвижной состав дороже в обслуживании, поэтому снизить цены до конкурентоспособных с авиабилетами невозможно. Единственный козырь – это экология. Можно только продолжать взывать к совести клиентов, которые, сделав выбор в пользу долгой, дорогой и неудобной дороги, сделают планету немножечко чище.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions