Ожидания и реальность
С одной стороны, коллектив железнодорожников показал свою приверженность к традициям, которые сложились в отрасли. Это преданность своему делу и готовность добросовестно выполнять свои обязанности в рамках перевозочного процесса.
А с другой – ожидания, что труд на сети будет все-таки на достойном уровне оплачен. И эти ожидания явно не вполне оправдались. В августе текущего года компания установила новые зональные надбавки и повысила размер зональных надбавок, ранее установленных. А в сентябре была проведена общая индексация зарплат. Но это не совсем то, на что рассчитывали те, кто занят на местах.
Ведь когда люди идут в магазин за продуктами и оплачивают кредиты, то сталкиваются с двузначными цифрами прироста своих расходов. Ставка рефинансирования ЦБ в РФ сейчас на уровне 19%. И это отражает инфляцию на бытовом уровне. Особенно данный процесс чувствителен для тех, у кого размер зарплаты достаточно скромный, что весьма характерно в сегменте местной работы – на станциях и перегонах сети в российских регионах.
При этом люди видят, что на других предприятиях индексация зарплат выше. Вот, скажем, с сентября в филиалах компании «ЛокоТех-Сервис» зарплаты были повышены на 15%. Увеличены часовые тарифные ставки основным и вспомогательным рабочим. И в октябре зарплаты вырастут у 28 тыс. сотрудников.
С 1 сентября индексация тарифных ставок и окладов работников Екатеринбургского метрополитена объявлена в размере 20 и 30% в зависимости от должностей.
Дефицит кадров
Индексация проводится прежде всего на предприятиях, расположенных в регионах с высоким уровнем зарплат. Предприятиям приходится повышать ставки, дополнительно увеличивать процент ежемесячного премирования и точечно пересматривать надбавки персоналу, поскольку они сталкиваются с дефицитом рабочих кадров.
По экспертным оценкам, на РЖД дефицит кадров в 2024 году увеличился на 30% по сравнению с уровнем 2023 года. Например, на предприятиях железнодорожного транспорта на 30% может не хватать монтеров пути. Есть существенная нехватка в регионах составителей поездов, машинистов, слесарей по ремонту, диспетчеров и приемосдатчиков. По ряду позиций в сфере массовых профессий эксперты оценивают ситуацию как еще более сложную.
Из экономии осмотрщики вагонов нередко переведены на работу по расписанию, предусматривающему поочередное обслуживание нескольких станций.
Ситуацию усугубляют приказ Минтранса РФ № 458, предусматривающий дополнительные обследования при принятии на работу сотрудников массовых профессий, а также п. 3 ст. 21 Федерального закона «О железнодорожном транспорте РФ», который с 1 апреля дополнен повышенными требованиями к персоналу. Оба эти документа способны, как свидетельствуют специалисты, отсеять часть работников на местах.
Это указывает также на то, что условия работы у них нелегкие. А требования – высокие. В том числе по здоровью.
Вот почему эксперты предполагают, что дефицит кадров в сфере местной работы в регионах на сети в дальнейшем усугубится. Люди не удовлетворены высокими требованиями к персоналу и недостаточным, по их мнению, уровнем зарплаты, размер индексации которых не оправдал их ожиданий.
«Причем уже сложно будет предсказать, чем обернется экономия на оплате персонала на станциях и перегонах железных дорог. Вызывает вопросы несоразмерный рост тарифа на грузовые железнодорожные перевозки и индексации зарплат. Напомним, что общий рост тарифа перевозчика только за два предыдущих года (декабрь 2023 к декабрю 2021-го) составил +44,6%. Компания имеет стабильную прибыль, уровень которой позволяет ей входить в список наиболее надежных эмитентов у российских банков. Но почему-то на уровне местной работы (зарплаты) холдинг занимает довольно скромные позиции по сравнению с другими предприятиями в регионах», – отметил источник, знакомый с ситуацией в железнодорожной отрасли.