Последний класс будет отличаться от всех предыдущих урезанным до минимума набором услуг без биотуалетов, кондиционеров, беспроводного интернета и других возможностей, доступных клиентам более высоких классов обслуживания. ФПК описывает возможность передвижения в старых вагонах как сверхбюджетный способ перемещения без сервисов.
В отчете говорится о полном и своевременное обновление парка с постепенным переходом на инновационный подвижной состав (примерно 35 % парка к 2025 г.). В пресс-службе ФПК РЖД-Партнеру сообщили, что с 2018 по 2025 год будет закуплено 5 тыс. новых современных вагонов. Все закупаемые вагоны оборудованы кондиционерами и биотуалетами. Кроме того, 2,5 тыс. единиц подвижного состава пройдут капитальный ремонт. Таким образом, будет обновлено более 40% от действующего парка ФПК.
«Плацкартные и купейные вагоны, а также вагоны СВ с истекающим сроком службы, не оборудованные системами кондиционирования и биотуалетами, будут выделены в отдельный сегмент с низким ценовым предложением. Уже сейчас цена билетов в данном сегменте на 5–10% ниже цен на места в аналогичных вагонах с кондиционерами и биотуалетами. Доля вагонов данного сегмента будет постоянно снижаться ввиду поступления на баланс компании нового, инновационного подвижного состава. Выделение части парка в отдельный сегмент позволит сформировать более выгодное ценовое предложение», – пояснила для РЖД-Партнера пресс-служба ФПК со ссылкой на генерального директора компании Петра Иванова.
Замруководителя департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Поликарпов в комментарии для РЖД-Партнера обозначил проблему, с которой может столкнуться ФПК при реализации своей задумки.
«Предлагаемая новая категоризация билетов будет более понятна пассажирам. Но в то же время в существующей нормативно-правовой базе отсутствуют условия, позволяющие устанавливать разные цены для плацкартных и общих вагонов в зависимости от их возраста, наличия тех или иных удобств (кондиционеры, биотуалеты и т. д.). Для оценки перспектив планов ФПК требуется понимание, готов ли регулятор внедрять такие изменения, тем более что, как указано, они будут носить временный характер», – сообщил А. Поликарпов корреспонденту РЖД-Партнера.
Cтарший научный сотрудник центра исследований транспортных проблем мегаполисов ВШЭ Павел Зюзин считает, что роль перевозчика-лоукостера на железной дороге в России всегда исполняли электрички местного сообщения.
«Я не думаю, что перераспределение выходящих из эксплуатации вагонов с минимумом удобств на маршрутах дальнего следования вызовет большой ажиотаж у пассажиров. Не вижу сегмента спроса для такого парка. На мой взгляд, ФПК будет невыгодно эксплуатировать такие вагоны из-за их низких потребительских качеств. Пассажиры для местного сообщения скорее выберут электропоезд, а для поездки на расстояние более 200 км они смогут выбрать обновленный сегмент плацкартных поездов», – отметил он.
П. Зюзин предположил, что старые пассажирские вагоны могут быть востребованы на отдаленных участках железнодорожной сети, в составе грузопассажирских поездов и на направлениях, где раньше не было пассажирского сообщения как такового.