«При опросах в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте грузоотправители положительно оценивают технологию организации электронного документооборота первичных учетных документов и счетов-фактур с применением электронной подписи между ОАО «РЖД» в лице ЦФТО и клиентами. Эти документы подписываются в режиме одного окна в АС ЭТРАН благодаря ее интеграции с корпоративной системой управления финансовыми расчетами ЕК АСУФР.
Расширение компьютерного документооборота выгодно как ОАО «РЖД», так и потребителям услуг, так как позволяет им сократить затраты на ведение бухгалтерии», – отметил директор ОАО «РЖД» по коммерческой деятельности – начальник ЦФТО Алексей Шило.
В 2018 году в АС ЭТРАН намечено внедрить новые опции для клиентов. В частности, ряд мероприятий запланирован в рамках проекта «Цифровая железная дорога». Среди них – переход на оформление с электронной подписью некоторых документов, включая памятки на подачу и уборку вагонов, акты общей формы. Кроме того, планируется предусмотреть подачу и рассмотрение претензий в электронном виде, а также обеспечить подписание электронной подписью ответственным лицом сведений о размещении и креплении грузов в электронном перевозочном документе на всей сети РЖД.
Готовится к утверждению технология подтверждения оплаты за транзитные перевозки. По данным ЦФТО, документ призван упростить порядок подтверждения оплаты за транзитные перевозки экспедиторскими организациями, снизить трудозатраты сотрудников экспедитора при оформлении документов и значительно сократить случаи задержки вагонов с транзитным грузом на пограничных станциях по причине отсутствия необходимых подтверждающих документов.
Светлые планы на будущее
Для более качественного планирования погрузки и выявления проблем грузоотправителей при организации вывоза готовой продукции в конце 2017 года утверждена технология формирования суточного клиентского плана погрузки и прогноза предъявления груза на декаду. Документ предполагает формирование уточненного декадного прогноза и суточного плана погрузки самим грузоотправителем, а при невыполнении намеченного задания – ввод причин невыполнения.
Это позволит перевозчику оперативно выявлять узкие места в работе линейных подразделений и проводить адресную работу по их устранению с каждым клиентом. Завершение автоматизации и старт взаимодействия по технологии намечены на середину 2018 года.
Программой цифровизации ОАО «РЖД» предполагается нарастить мощность АС ЭТРАН и расширить набор цифровых услуг. Как следует из распоряжения ОАО «РЖД» № 379/р от 26.02.2018 г., выполнение многих запросов в АС ЭТРАН зависит от степени ее интеграции с другими специализированными системами холдинга (например, автоматизированным банком данных парка грузовых вагонов и инвентарного парка контейнеров).
И это взаимодействие постоянно совершенствуется. А для учета платных обращений через АС ЭТРАН к данным специализированных АСУ ОАО «РЖД» применяется особая методика: каждое из них пропускается через систему фильтров с регламентированными правами доступа. Таким образом, клиентов можно безопасно подключать к внутренней сети перевозчика.
Новый агрегатор продаж
Центры продажи грузовых услуг – еще один агрегатор продаж ОАО «РЖД». Пилотные проекты в этом русле появились еще в 2016 году. Причем поначалу их деятельность строилась на основе тех обращений в единый call-центр, которые требовали скоординированных действий от ряда подразделений.
Опыт показал, что таким образом можно было повысить доходность грузового бизнеса компании и создать условия для привлечения на железнодорожный транспорт дополнительных объемов перевозок. Тиражировать центры продажи грузовых услуг на сети стали в 2017 году. При этом акцент ставился на оказании комплексных услуг с высокой добавленной стоимостью (организации системы кросс-продаж).
Сейчас можно попробовать подвести первые итоги. Как сообщили на СвЖД, центр продажи позволил гармонизировать работу фронт-офиса и бэк-офиса при выполнении заказов на транспортно-логистические и терминально-складские услуги. Благодаря этому появились проекты, позволяющие оптимизировать перевозки, в частности, за счет предоставления по агентской схеме полувагонов АО «ФГК» с мониторингом отправок в пути следования и хода выполнения погрузочно-разгрузочных операций.
Планы по развитию цифровизации большие. Главное, чтобы все это приводило к практическим улучшениям в работе с грузовладельцами, а не к очередным попыткам организации, может, и полезного, но навязчивого сервиса. Да и пока львиная доля документооборота остается на бумажных носителях, развивать цифровые сервисы для клиентов проблематично, так как цикл работы с электронными носителями получается незавершенным.
Полный текст статьи см. в печатной версии журнала РЖД-Партнер № 9 (373).