Проект Северо-Сибирской магистрали (Нижневартовск – Белый Яр – Усть-Илимск) актуализирован межрегиональной ассоциацией «Сибирское соглашение». Железную дорогу предполагается дополнить созданием ответвления на север к порту Сабетта и развитием южного направления от Белого Яра через Томск, Новокузнецк, Таштагол до Горно-Алтайска с выходом к китайскому городу Урумчи. Это позволит более активно осваивать грузовую базу Урала и Сибири, в том числе направляя сырье и продукцию через Севморпуть.
В работе над идеей создания Севсиба занят Сибирский университет путей сообщения. Было рассмотрено несколько вариантов выхода железной дороги через Горно-Алтайск к Урумчи, проинформировал заведующий кафедрой «Технология, организация и экономика строительства» СГУПС Валерий Воробьев. По его словам, наиболее рациональным представляется выход от Горно-Алтайска до Кош-Агача, где проходит автотрасса М-52.
«Некоторые считают, что прокладывать железную дорогу вдоль действующей автомобильной неэффективно. Но известно, что при строительстве железных дорог всегда строятся притрассовые автомобильные, а в данном случае этого делать не нужно. И железная дорога не будет повторять все изгибы автотрассы», – сказал В. Воробьев.
Университетом также изучена география существующих железнодорожных станций на северо-западе Китая, поэтому можно говорить о формировании транспортного коридора Сабетта – Урумчи, отметил он.
При этом рассмотрены два направления на Китай. Это Горно-Алтайск – Кош-Агач – Байтуй (протяженностью 307 км) и Горно-Алтайск – Кош-Агач – Урумчи (687 км). Поскольку первый значительно короче, он выглядит экономически целесообразным.
Одновременно произведен расчет сроков и стоимости реализации проекта. По 2-лучевой схеме создания Севсиба стройка займет 8 лет, по 4-лучевой – 6 лет, сообщил В. Воробьев.
В среднем 1 км железной дороги обойдется в 691 млн руб., а в условиях горной местности – до 3 млрд.
Еще один международный коридор может пройти через Тыву, включив в себя перспективную линию Курагино – Кызыл. В этом случае часть железной дороги пройдет по территории Монголии. Рассматриваются 2 маршрута – северный и западный. И тот, и другой призваны снять инфраструктурные ограничений для экспорта сибирской продукции. Для западного направления предложен маршрут Кызыл – Цаган Толгой (РФ) – Арц-Сурь – Ховд (Монголия) – Такешкен – район Хами – Урумчи (Китай). Северная ветка предполагает формирование сообщения Кызыл – Цаган Толгой (РФ) – Арц-Сурь – Овот – Эрденет – Салхит – Замын Уудэ (Монголия) – Эрлянь – Уланчаб – Чжанцзякоу – Пекин – Тяньцзинь (КНР).
Проект пока под вопросом
СГУПС рассмотрел 3 наиболее вероятных способа инвестирования проекта. «Это сценарии равномерного вложения денежных средств, инерционного и опережающего инвестирования. Каждый имеет свои достоинства и недостатки, в каждом из них есть возможности для дальнейшего развития. Но все, что касается этих направлений, требуют дальнейшего решения, как экономического, так и политического», – заключил В. Воробьев.
Относительно будущего проекта ясности пока нет. Учитывая протяженность Севсиба, условия строительства, непростой рельеф, большое количество искусственных сооружений, хотелось бы ознакомиться с предварительным технико-экономическим обоснованием и грузовой базой, от которой зависит окупаемость стройки, говорит замдиректора департамента промышленного и гражданского строительства Минстроя РФ Артем Адуйский. Необходимо также знать, насколько данный проект увязан с существующей и планируемой к вводу инфраструктурой, в том числе портов и погранпереходов.
Впрочем, представители сибирских регионов настаивают на целесообразности магистрали в будущем. «Даже объемы [провозной способности], предусмотренные III этапом Восточного полигона, Сибирь не спасут… Наши объемы способны заполнить полностью все грузовую емкость Восточного полигона, поэтому предлагаем альтернативу», – подчеркнул председатель исполнительного комитета ассоциации «Сибирское соглашение» Геннадий Гусельников.