Однако большинство из лично опрошенных тариф не устраивает. «Сквозной тариф перевозки по железной дороге на среднем плече 1 т груза на 30 руб. дороже, чем на автотранспорте», – привел пример один из респондентов. «Мы стараемся воспринимать тарифы как должное. Но на сегодняшний день они завышены, – считает представитель цементного завода. – Это просто умножение на коэффициенты, которое ни к чему не приводит. Никто не хочет понять, что транспортная составляющая просто бестолково увеличивается и цены просто растут».
Вспоминали и про приказ Минтранса России № 405 об особенностях определения кратчайших расстояний при перевозке грузов по отдельным участкам российских железных дорог. По словам одного из отправителей, по ряду направлений затраты по оплате тарифов РЖД выросли на 30%, а по некоторым – и на 55–57%.
Значительно выросли и затраты на перемещение внутри Московского железнодорожного узла, а это, в свою очередь, отразилось и на объемах перевозок, и на рынке вагоноремонта. Уже фактически никто не хочет ремонтировать парк на Московской дороге, потому что возврат подвижного состава из ремонта теперь стоит очень дорого. «Малый бизнес в сфере вагоноремонта, наверное, не пострадал, но крупные депо точно не получают того объема заказов, который они могли бы получить. В конечном счете таким образом можно убить не только ремонты, но и погрузку из Московского региона. Если, например, аналогичное тарифообразование введут в Санкт-Петербурге, то и Питер потеряет объемы. Сначала сократятся ремонты, а потом и грузы уйдут в другой регион», – замечает респондент.
Однако главным фактором, который несколько подкосил балльный показатель, стало полное отсутствие понимания тарифов РЖД на следующий год.
«Мы были недавно на совещании в ЦФТО и задали прямой вопрос руководству: есть ли какое-либо представление о размере индексации тарифов на 2020 год? И никакого ответа не получили, – рассказывает участник исследования. – Поэтому оценку здесь снизили. Дело идет к концу года, некоторые уже начали составлять бюджеты, надо понимать, как повернется дело с расходами». Часть грузовладельцев пока предполагают, что поднятие окажется примерно на те же проценты, что и в этом году. Но для бюджетирования доступных данных пока нет. «Руководитель компании заявляет в публичном интервью, что никаких изменений не будет, все на уровне индекса инфляции, но по факту-то никто не знает, каким будет тариф», – говорит респондент. Другой, тоже вспомнив прочитанное интервью с главой РЖД Олегом Белозеровым, напомнил, что когда был другой президент, он также говорил аналогичные вещи, но они не соблюдались. «Правда, все, что говорил О. Белозеров за последние 2 года, так и было. Но тут он конкретики не озвучил, поэтому ждем», – добавил грузовладелец.
Возможно, что детальную информацию грузоотправителям удастся получить в ходе предстоящей XVII Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», организатором которой традиционно выступает журнал РЖД-Партнер.
Подробности по ссылке.
Индекс качества – ежеквартальное исследование журнала РЖД-Партнер по оценке потребителями качества продуктов и услуг, ценовой политики, дополнительных сервисов и специальных предложений на рынке грузоперевозок магистральным железнодорожным транспортом.
По результатам анкетирования проводится расчет Индекса общего уровня удовлетворенности качеством услуг на основе среднего арифметического (простого). Данным индексом обобщаются мнения респондентов по критериям, относящимся к качеству сервиса, оказываемого клиентам железнодорожного транспорта.
В исследовании принимают участие 100 респондентов. Сбор данных выполняется в форме анкетирования и интервьюирования.
В рамках проведения исследования сформирована Экспертная группа, задачей которой является анализ прозвучавших мнений и наблюдаемых тенденций.
Ознакомиться с сокращенной версией исследования можно здесь.