На первом этапе конкурсное жюри рассмотрело 50 работ, чьи авторы представляют 10 крупнейших транспортных и экономических вузов России и стран СНГ (ПГУПС, СГУПС, СамГУПС, БелГУТ, МГУ, МИИТ, РГУПС и др.). Первые три места распределились между четырьмя студентами не только из разных регионов, но даже из разных стран.
Лучшие из лучших
Члены жюри единодушно сочли лучшей в общем зачете работу выпускницы ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения», сейчас преподавателя кафедры «Управление эксплуатационной работой» Екатерины Мищенко по теме «Концептуальная модель организации продвижения вагонопотоков на основе сквозного контроля сроков доставки грузов» и присудили ей первое место.
Екатерина провела анализ невыполнения нормативных сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, показывающий снижение одного из важнейших качественных показателей – надежности сроков доставки грузов. Молодая исследовательница оценила работу существующих автоматизированных систем управления и выявила разрывы и неавтоматизированные функции в рамках сквозного процесса доставки грузов и порожних вагонов в части контроля сроков доставки. На основе этого анализа она предложила концептуальную модель в рамках развития сквозного процесса доставки грузов и порожних вагонов, основанную на сквозном контроле сроков доставки грузов и риск-ориентированном воздействии на лимитирующие технологические элементы.
Второе место занял выпускник Белорусского государственного университета транспорта, научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Грузовая, коммерческая работа и тарифы» Евгений Потылкин с работой «Процессный подход к формированию тарифов на услуги по подаче, уборке вагонов на железнодорожные пути необщего пользования». Евгений рассказал РЖД-Партнеру, что эта тема крайне актуальна для Белорусской железной дороги, поскольку, возможно, со следующего года будет введена новая система тарификации. Исследователь пришел к выводу, что в условиях обслуживания железнодорожных путей необщего пользования маневровыми локомотивами различной принадлежности возникла потребность учета фактического количества поданных (убранных) вагонов. Евгений предложил процессный поход к формированию тарифов на услуги по подаче и уборке вагонов, где в явном виде выделены операции перемещения и подготовки, расстановки-сборки вагонов у фронтов погрузки-выгрузки, а также определил ограничения, позволяющие предлагаемой модели получать значения тарифов, наиболее приближенные к реальной действительности.
А третье место поделили между собой аспирант ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», инженер-конструктор ООО «НЗХК-Инструмент» Эдуард Бондарев с работой «Инновации в процессе планирования шлифования рельсов в условиях железнодорожного пути» и аспирант, доцент ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» (ПГУПС) Роман Сахаров с работой «Мобильный способ оперативного технического диагностирования поверхности катания железнодорожных колес в процессе эксплуатации». Они приняли участие в церемонии награждения в дистанционном формате.
Кстати, Эдуард рассказал, что при выборе темы работы руководствовался информацией из журнала РЖД-Партнер. «Эксперты нередко отмечают те боли, которые они испытывают в своей профессиональной деятельности. Кроме того, я прислушался к опыту своего научного руководителя, а также опирался на стратегию холдинга «РЖД», которая утратила свою актуальность после утверждения транспортной стратегии», – отметил участник конкурса. Эдуард выявил недостатки производственного процесса шлифования рельсов в используемых подходах и предложил способы их устранения.
Роман в своей работе представил альтернативный подход к решению задач технического диагностирования поверхности катания железнодорожных колес, а также обосновал выбор метода и оборудования для диагностирования, предполагающий разработку системы мониторинга критических состояний структуры металла, обладающей способностью обнаружения зарождающихся дефектов в структуре металла и возможностью последующего прогнозирования остаточного ресурса колес. Он признался, что к участию в конкурсе РЖД-Партнера его побудила возможность рассказать о перспективной разработке предполагаемым заказчикам.
В цене – статус и целевая направленность
Финалисты поделились причинами, которые вдохновили их на участие в конкурсе студенческих работ журнала РЖД-Партнер. Е. Потылкин отметил, что это состязание отличается от прочих студенческих конкурсов возможностью участия не только студентов и обучающихся, но и выпускников, что существенно расширяет возможности по привлечению молодежи к научной деятельности. По мнению Р. Сахарова, конкурс также выигрышно выделяется статусом и целевой направленностью, позволяющей говорить о сложных и узких темах на широкую аудиторию.
«Участвовать в конкурсе РЖД-Партнера меня побудила возможность опубликоваться в журнале. Я учусь в аспирантуре СГУПСа и, соответственно, слежу за новостями в железнодорожной области. В качестве одного из источников информации я использую РЖД-Партнер. В журнале всегда находится интересная и полезная для меня информация. В грядущем году я планирую защитить кандидатскую диссертацию. Считаю прекрасной возможностью опубликовать часть своего исследования в популярном журнале РЖД-Партнер», – рассказал Э. Бондарев. Для него конкурс отличается от прочих прежде всего своей статусностью. «На конференции присутствовал целый пул экспертов, с которыми бы очень хотелось пообщаться с глазу на глаз. Также конкурс отличается призами. В моей практике впервые за победу выплачивается премия», – подчеркнул финалист.
Напомним, что цель конкурса, организованного РЖД-Партнером, – содействие вовлечению студентов старших курсов, выпускников вузов и аспирантов в исследовательскую работу, побуждение к обсуждению актуальных вопросов транспортной отрасли в современных условиях. Активное участие научного сообщества в конкурсе студенческих работ в 2021 году вновь показало, как важно для молодых ученых иметь шанс поделиться своими идеями с широкой деловой аудиторией.
Работы финалистов будут опубликованы в специальном проекте РЖД-Партнера.
Победители конкурса (в порядке перечисления): Екатерина Мищенко, Евгений Потылкин, Эдуард Бондарев, Роман Сахаров