Вторым неприятным моментом, последствия которого четко ощутили грузовладельцы, стал приказ Минтранса России от 13.11.2018 г. № 405 «О внесении изменений в приказ Минтранса России от 21 декабря 2009 г. № 245 «Об особенностях определения кратчайших расстояний при перевозке грузов по отдельным участкам российских железных дорог», согласно которому изменилась практика расчета по кратчайшему расстоянию. В итоге перечень этих расстояний, где тариф считается по фактическому пути, расширился. Как следствие, повысилась и транспортная составляющая у многих отправителей.
Неожиданная история с брошенными поездами потянула вниз и без того скромное значение такого ключевого для отправителей показателя, как «соблюдение сроков доставки, в том числе в сравнении с нормативными» (57 баллов: -1 пункт к предыдущему кварталу и -6 пунктов к I кварталу 2018 г.).
«По статистике РЖД все прекрасно получается, отличные показатели скорости доставки. Но по факту это совсем не так», – заявляют респонденты.
На многих дорогах было затруднено движение. Отправители упоминали Октябрьскую, Северную, Московскую, Красноярскую, Приволжскую, Свердловскую, Северо-Кавказскую магистрали. Причины увеличения оборота вагона грузоотправители объясняют тем, что в силу разных причин (как особенностей эксплуатационной работы станций, так и дефицита локомотивов и локомотивных бригад) зачастую вагоны, предъявленные к перевозке, станция не забирает с путей необщего пользования, и они какое-то время (зачастую от 12 до 16 дополнительных суток) простаивают без дела.
Существенно уменьшилась оценка уровня развития транспортной инфраструктуры (56 баллов, или -2 балла), что на фоне зимнего спада выглядит несколько нелогично. Большая часть опрошенных грузоотправителей говорили о том, что ничего нового, в частности расшивки узких мест и т. д., пока не видят. «Или мы почему-то ничего не замечаем, – предположил респондент. – Есть подозрения, что количество узких мест на сети все-таки продолжает увеличиваться. Ведь это тоже влияет на сроки доставки грузов».
С другой стороны, произошло очень значимое улучшение оценки наличия вагонов нужного типа в необходимом количестве (60 баллов): +4 балла к предыдущему кварталу и +7 баллов к I кварталу прошлого года, что подтверждается статистикой роста вагонного парка по наиболее востребованным родам подвижного состава. Хотя некоторые грузоотправители и продолжают отмечать нехватку вагонов конкретных родов, очевидно, что проблема дефицита вагонного парка существенно смягчилась.
«С января по март операторы говорили: возьмите, возьмите вагоны. И только в начале апреля перестали столь активно их предлагать», – заметил один из отправителей.
«Подвижного состава полно – и полувагонов, и крытых, – подтвердил другой респондент. – Уже в начале года у нашего предприятия стояло 1,5 тыс. вагонов. Даже в пиковый момент вагонов было больше, чем нужно, раза в два, поэтому никаких проблем с закрытием потребностей не было».
Впрочем, даже несмотря на тот факт, что вагоны нужного типа в необходимом количестве пока есть, грузовладельцы опасаются наступления теплого сезона, когда рынок начнет разогреваться. «Риски того, что наступят ухудшения, остаются, – отметил отправитель. – Плюс даже если вагоны есть, то получить их под погрузку бывает сложно. Из-за имеющихся затруднений движения на сети парк выдают приторможенно».
В этих условиях должны были бы измениться в лучшую сторону и оценки ценовых параметров услуг компаний-операторов. Их улучшение действительно произошло, но весьма скромное: +1 балл к предыдущему кварталу и +2 балла к I кварталу 2018 года (всего 42 балла).
От опрошенных грузовладельцев поступали довольно противоречивые сведения. Часть отправителей особого взлета ставок не увидели, хотя и были опасения. «Операторы ведут себя более адекватно, чем ОАО «РЖД». У них есть интерес отправлять больше, – прокомментировал один из респондентов. – Если брать март к декабрю, то рост ставок – на 5%». Однако кому-то операторы взвинтили цены: в I квартале – на 25–30% к уровню декабря. «Все началось с января, – вспоминает другой респондент. – Тарифы операторов дружно подскочили на 15–22% в зависимости от направления перевозок. И теперь на наших маршрутах ставки растут на 0,2–0,3% в месяц».
В условиях улучшения оценок наличия вагонов и ухудшения уровня развития инфраструктуры показатель «полнота удовлетворения спроса на перевозки» изменился неоднозначно: улучшился на 1 балл к предыдущему кварталу, но снизился на 2 балла к I кварталу прошлого года (всего 61 балл).
Кстати, даже в таком сложном сегменте, как строительные грузы, который уже традиционно обслуживается по остаточному принципу, в I квартале наметились позитивные сдвиги. Как заметил один из представителей сегмента нерудных строительных материалов, по сравнению с 2018 годом ситуация стала значительно лучше.
«Но мы и сами приложили огромное количество усилий, – отметил он. – Все так вынуждены делать, потому что не приходится рассчитывать, что железная дорога и операторы все обеспечат, а тебе только останется оплатить. Кто-то купил свой небольшой парк, кто-то ищет вагоны на закольцовку, кто-то перекладывает свои проблемы на грузополучателя и таким образом избавляется от головной боли».
Впрочем, пессимистичный настрой многих отправителей связан с тем, что ОАО «РЖД», по их мнению, не может кардинально повлиять на происходящее. То там, то здесь чего-то не хватает. Сервис хуже, а цены растут. В такой ситуации многие вынуждены увеличивать долю отправок альтернативными видами транспорта.
«То, что в условиях неполного удовлетворения спроса грузовладельцы активнее обращаются к услугам не только автомобильного, но и речного транспорта, создает стратегическую угрозу конкурентоспособности железных дорог на рынке грузовых перевозок и свидетельствует о необходимости ее системного повышения по критерию «цена-качество», – заметил председатель Объединенного ученого совета ОАО «РЖД» Дмитрий Мачерет. По его мнению, важным инструментом решения этой задачи в современную эпоху цифровизации является развитие информационных технологий. При этом грузоотправители оценивают их уровень весьма высоко (74 балла), причем эти оценки удалось удержать на максимальном за последние 3 года значении, достигнутом в предыдущем квартале.
Индекс качества – ежеквартальное аналитическое исследование журнала РЖД-Партнер.
Целью исследования является выявление объективных сложностей и узких мест в работе с ОАО «РЖД» и транспортными компаниями, а также степени удовлетворенности клиентами качеством предоставляемых транспортных услуг. Теперь подписчики журнала могут ежеквартально получать в подарок исследование «Индекс качества».
Подписчики электронной версии журнала РЖД-Партнер смогут знакомиться с исследованием в личном кабинете на сайте http://www.rzd-partner.ru/, подписчики печатных версий всех изданий РЖД-Партнера, а также подписчики, оформляющие заказы на наши издания через подписные агентства, смогут скачивать исследование по ссылке, которая будет направляться им по электронной почте.
Запрос направлять по адресу: rasp@rzd-partner.ru