Запрет, как следует из документа, изданного БЖД, мотивирован тем, что вагоны на тележках указанных моделей имеют нагрузку на ось до 25 тс, а в соответствии с приложением № 5 к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) по сети указанных в списке стран разрешается курсировать только вагонам, имеющим нагрузку на ось 23,5 тс.
Иными словами, к погрузке не разрешается подавать вагоны, которые в РФ называют инновационными. Или подвижным составом с улучшенными характеристиками. Это означает, в частности, не только увеличенный пробег в межремонтный срок, но и повышенный уровень качества взаимодействия «рельс-колесо», при котором оказывается щадящее влияние такой тележки на путь. И тем не менее указанные тележки попали под запрет.
Прямых запретов нет
«При этом СМГС не содержит запрета на курсирование вагонов, оборудованных определенными моделями тележек, что позволяет использовать в вышеуказанных странах вагоны. Просто их следовало загружать не полностью. И грузоподъемности, таким образом, масса вагона будет не выходить за пределы нагрузки на ось 23,5 тс», – отметил председатель А ОЖдПС Андрей Соболев.
Подобная практика несколько лет уже распространена в России при отправке вагонов на тележках моделей 18-9855, 18-194-01 с грузами в страны, где предусмотрена статическая нагрузка на ось не более 23,5 тс.
Сегодня, как указывается, тележки моделей 18-9855 и 18-194-01 встречаются в основном в комплектации у российских владельцев вагонов. Таким образом, запрет на отправку грузов с территории Белоруссии в вагонах, оборудованных тележками моделей 18-9855 и 18-194-01, нарушает прежде всего интересы российских собственников парка.
Кроме того, снижаются возможности экспорта транспортных услуг российскими операторами. Фактически сокращается полигон курсирования инновационных вагонов, произведенных Тихвинским вагоностроительным заводом и УВЗ.
По сути, снижается и востребованность продукции отечественных заводов, выпускающих сегодня вагоны нового поколения в РФ. Ведь телеграмма БЖД искусственно ограничивает территорию использования такого подвижного состава на пространстве 1520.
Может, стоит просто уточнить правила?
В связи с этим российские операторы и обратились к руководителю российской железнодорожной администрации, чтобы в РФ, в свою очередь, запросили разъяснения у Дирекции совета по железнодорожному транспорту стран СНГ и Балтии, а также железнодорожной администрации Республики Беларусь по поводу предпринятых действий.
Непонятно, в связи с чем именно выпущен данный запрет на прием к перевозке грузов в вагонах, оборудованных тележками моделей 18-9855 и 18-194-01, в направлении железнодорожных администраций Казахстана, Киргизии, Молдовы, Туркменистана, Узбекистана, Грузии, Таджикистана, если на станции будут использовать подвижной состав так, как и делалось ранее, то есть не до полной грузоподъемности.
Остается добавить, что на пространстве 1520 до сих пор прямых запретов на использование вагонов с нагрузкой на ось 25 тс не было. В качестве примера можно привести телеграмму Узбекской железной дороги № 36361/ЦДИ от 17.09.2019 г.
В ней разъясняется, что на сети Узбекистана допускается курсирование грузовых вагонов с повышенной нагрузкой на ось. Причем на отдельных участках для них вообще особых ограничений нет.
Скажем, в соответствии с решением научно-технического совета АО «УТИ» с 1 августа 2019 года согласовано курсирование инновационных грузовых вагонов на тележках моделей 18-9855, 18-194-1, 18-9800 с повышенной нагрузкой на ось 25 тс по железнодорожной инфраструктуре Узбекистана на таких участках, как Каракалпакстан – Навои, Сары-Агач – Келес – Ангрен – Пап – Андижан. Указан и ряд других маршрутов, на которых инновационные вагоны не должны задерживать.
Правда, при этом в департаменте вагонного хозяйства Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» не рекомендовали направлять вагоны с нагрузкой на ось 25 тс на другие маршруты Узбекистана во избежание недоразумений.
Вместе с тем на практике российские операторы без особых проблем согласовывали перевозки в инновационных вагонах на пространстве 1520, если их отправляли согласно тем параметрам, которые должен иметь подвижной состав с нагрузкой на ось 23,5 тс.
С чем связано нынешнее ужесточение, которое, по сути, инициировали в БЖД, объяснить с точки зрения здравого смысла сложно, если, конечно, железнодорожная инфраструктура содержится ее собственником в соответствии с нормативами, рассчитанными ну стандартную нагрузку.
Во всяком случае испытания, которые проводились в РФ, указывают на безопасность подобных перевозок. Ждем, в свою очередь, разъяснений из Минтранса России.