Всего в январе – августе произведено 12,5 тыс. ед. вагонов с улучшенными характеристиками (включая 7,2 тыс. полувагонов, 3,9 тыс. хопперов, 1,4 тыс. цистерн), что на 19% превышает объем за аналогичный период 2023 года.
При этом в структуре производства вышли в плюс все сегменты инновации. По итогам 8 месяцев уверенный рост достигнут по выпуску полувагонов и цистерн с повышенной нагрузкой на ось. Кроме того, к прошлогоднему уровню в положительную зону вышло производство инновационных хопперов, по которым прежде наблюдался некоторый спад.
На фоне роста производства на сети расширяется применение инновации, в первую очередь для вывоза российского экспорта. Как рассказал генеральный директор АО «Уголь-Транс» Хасян Зябиров, если в январе этого года в вагонах повышенной грузоподъемности отправлялось 50% продукции «Кузбассразрезугля», то в феврале – уже 69%, затем эта доля выросла еще на 15%.
«Только по этому крупному грузоотправителю отправлено почти 106 тыс. [инновационных] вагонов. Это дало дополнительную возможность отправить 400 тыс. т груза, а это 100 сэкономленных ниток графика», – сообщил Х. Зябиров.
Сопутствующим эффектом является экономия локомотивов и локомотивных бригад, которых сегодня дефицит, добавил он.
Инновация используется не только для транспортировки угля. В перевозках минеральных удобрений и промышленных грузов в вагонах-хопперах компании обращаются к парку с улучшенными техническими и коммерческими характеристиками, в том числе к инновационному, свидетельствует генеральный директор «ЛП Транс» Роман Воронцов. Вместе с внедрением маршрутизации перевозок это дает эффект с точки зрения оптимизации стоимости транспортировки и сокращения времени доставки.
Не востоком единым
Большой парк инновации сегодня сосредоточен на Восточном полигоне. Здесь перевозки обслуживают 110 тыс. инновационных полувагонов из 167 тыс., работающих на сети. В РЖД предполагают довести это количество до 118 тыс., чтобы обеспечивать плановые параметры вывоза угольной продукции на восток тяжеловесными поездами.
Правда, если брать Западно-Сибирскую магистраль, только 40% полувагонов с нагрузкой 25 тс в настоящее время уходят с ее станций в маршрутах, полностью сформированных из инновации. Остальные отправляются в обычных поездах, что несколько размывает эффект от получения резерва провозной способности.
Для повышения этой доли необходимо взаимодействие перевозчика с операторами и грузоотправителем. Кроме того, благоприятным фактором будет служить инфраструктурное развитие.
Так, отметил Х. Зябиров, недавно на Кузбассе введена новая ст. Юрково. Хотя в ее строительство инвестировал грузоотправитель, станция будет работать по сквозной технологии, которая предусматривает прием и отправление маршрутов поездными локомотивами РЖД напрямую к пункту назначения. Как ожидается, такая технология позволит улучшить оборот вагонов, сократить время доставки.
Впрочем, погрузка грузов в инновацию не должна развиваться исключительно на Восточном полигоне, считает директор по логистике АО «СКС» Андрей Кочешнов, на западных направлениях в них также имеется большая потребность.
«На западе тоже их нужно эффективно использовать. А мы, к сожалению, констатируем замедление отправления грузов не только в восточном направлении. По июлю – августу фиксируем простой поездов и в западном», – рассказал он.