В конце прошлого года правительственная комиссия одобрила оптимизированный вариант схемы энергоснабжения Восточного полигона, который предложило Министерство энергетики. Согласно обновленному плану, власти отказались от строительства новых тепловых электростанций в Советской Гавани (260 МВт) и на юге Приморского края (280 МВт) в пользу модернизации Приморской и расширения Партизанской ГРЭС с увеличением установленной мощности на 280 МВт. Реализация плана позволит достичь итоговой экономии на уровне 38 млрд руб.
Эксперты отмечают, что любое решение по сокращению затрат на строительство будет благоприятным, если при этом не сдвинутся сроки реализации. Узким местом проекта является модернизация Партизанской ГРЭС лишь к 2026 году. Нерюнгринскую ГРЭС (как и в предыдущем варианте проекта) планируется модернизировать лишь к 2025-му. Кроме того, пока нет четких гарантий возврата инвестиций. Например, при расширении Партизанской ГРЭС.
Задача увеличения мощностей электрогенерации Восточного полигона – стратегическая и может реализовываться поступательно, несмотря на дефицит бюджета в период пандемии. Но, как отмечает аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк, дисбаланс генерирующих мощностей на Восточном полигоне сохраняется. Решить проблему предлагается путем расширения существующих мощностей и прокладки ЛЭП, что потенциально увеличивает зависимость регионов Приморского и Хабаровского краев, граничащих с Татарским проливом, от удаленных гидрогенерирующих мощностей.
Однако новая схема строительства генерирующих мощностей не исключает появления других ТЭС в будущем, тем более что итоговая общая мощность генерации снизилась на 0,284 ГВт по сравнению с предыдущим планом. Это может свидетельствовать о том, что в интервале 5–10 лет может понадобиться строительство новых ТЭС.
Выбрать альтернативу
По оценке Международного энергетического агентства и Международного союза железных дорог, по энергоэффективности грузовых железнодорожных перевозок Россия занимает первое место в мире, в пассажирском движении – четвертое место после Индии, Китая и Японии. В самом холдинге сообщают, что более 85% всех пассажиров и 86% грузов ОАО «РЖД» перевозит на электрической тяге.
Осенью прошлого года заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД» Сергей Кобзев отмечал, что монополия в своей политике придерживается генеральной линии на электрификацию железных дорог и при этом занимается развитием альтернативных видов энергии. По данным холдинга, в прошлом году в рамках модернизации БАМа и Транссиба было электрифицировано более 140 км линий. Но объем проблем по-прежнему сохраняется.
Энергосистема не позволяет перевозить по БАМу больше грузов, не расширяя инфраструктуру. Сегодня есть технологические и технические решения, которые позволяют увеличивать пропускную и провозную способность БАМа. Но работа по ним пока идет не в полную силу из-за нехватки источников электроэнергии. На Восточном полигоне сейчас очень большой дисбаланс в электроэнергии.
В начале года японский морской грузоотправитель Nippon Yusen заявил, что будет перенаправлять часть экспортного грузопотока с моря на железную дорогу, чтобы сократить выбросы углекислого газа. Первый полносоставный контейнерный поезд с японскими грузами отправился из порта Владивосток в Брест по Транссибу в ноябре прошлого года. В составе поезда были контейнеры с медицинским оборудованием, химикаты, мото- и климатическая техника, электроинструменты, компрессоры и др.
В РЖД отметили, что данная перевозка – «очередной этап проекта тестовых отправок контейнеров, демонстрирующего возможности и преимущества Транссибирского маршрута» и «постоянной работы над совершенствованием технологий доставки грузов».
Но в то же время эта отправка стала лишь первой при наличии серьезной грузовой базы в России. По мнению экспертов, именно небольшая проходимость Восточного полигона вынуждает международные компании выбирать альтернативные маршруты для перевозок, хотя российский участок гораздо выгоднее и вдвое короче. Недостаточное энергоснабжение Восточного полигона снижает его привлекательность для международных компаний, утверждают они.
Без субсидий никуда
Компания «Россети ФСК ЕЭС» (входит в группу «Россети») направила в Минэнерго России заявку на субсидии из федерального бюджета в объеме 134,2 млрд руб. на второй этап электрификации БАМа и Транссиба. Общую стоимость строительства новых подстанций и магистральных сетей оценили в 184,73 млрд руб. И эти суммы пока отсутствуют в инвестпрограмме Федеральной сетевой компании (ФСК, подконтрольна «Россетям»).
Помимо субсидий, ФСК рассматривала несколько сценариев: финансирование за счет заемных средств; финансирование как из собственных, так и заемных средств (что потребует роста тарифа на передачу электроэнергии для всех потребителей на 12–13%); привлечение кредитов при отказе от дивидендных выплат и, наконец, финансирование из заемных источников. Тогда в Минэнерго отмечали, что вопрос прорабатывается. А в ОАО «РЖД» говорили, что приведенные в презентации «Россетей» цифры – это предварительная оценка.
Затем за электросетевую инфраструктуру второй очереди расширения БАМа и Транссиба предложили заплатить всей промышленности. В частности, для этого Минэнерго предлагало с июля 2021 по 2025 год поднимать тарифы для потребителей ФСК дополнительно на 0,6% в год, а для распределительных сетей – на 0,2% в год.
Аналитики оценивали рост нагрузки на оптовый рынок до 40 млрд руб.
Подробную версию материала читайте в № 9–10 журнала РЖД-Партнер.