+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.02.2025 12:34:26
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Как перевозчик решил договориться с операторами о «лишних» вагонах

В ОАО «РЖД» предложили операторам договориться об условиях доступа к железнодорожной инфраструктуре.
Как перевозчик решил договориться с операторами о «лишних» вагонах
В ОАО «РЖД» разработан, направлен в отдельные операторские компании и в Союз договор о взаимодействии между владельцем вагона и ОАО «РЖД» в вопросах допуска вагонов для эксплуатации на инфраструктуре, определения мест временного размещения вагонов, планирования перевозок вагонов, перемещения вагонов, отцепки вагонов.

«В основном речь идет об урегулировании отношений в сфере перемещений порожних вагонов», – сообщил по этому поводу источник в ОАО «РЖД».

Пока нашлись лишь две компании, которые изъявили желания участвовать в данном проекте. Остальные операторы, как показывают опросы игроков, не спешат это сделать. «Все дело в предложенных условиях», – отметил представитель крупной операторской компании.

Предложены условия сотрудничества

Итак, что же не устроило операторов? Эксперты прокомментировали основные положения проекта договора на указанную тему.

При заключении договора о взаимодействии ОАО «РЖД» определяет перечень полигонов курсирования вагонов, количество и тип вагонов, которые могут эксплуатироваться на полигоне. При этом владелец вагонов вправе эксплуатировать принадлежащие ему вагоны на любом полигоне курсирования только при условии наличия на таком полигоне мест для временного размещения порожних вагонов, мест ремонта вагонов и мест пропарки, промывки и ветеринарно-санитарной обработки вагонов. То есть предполагается, что технологии управления парками будет определять перевозчик. И оператор соглашается не осуществлять дальние перемещения порожних вагонов – в том числе в ремонт. Выбирать придется не те ВРП, где дешевле, а те, которые ближе, что делает затрудненным отправку вагонов пулами, на которые обычно ремонтники дают скидки.

По сравнению с действующим законодательством значительно ужесточены и расширены требования в части приписки вагонов. При этом в случае их несоблюдения оператором запрещается эксплуатация таких вагонов. Иными словами, оператор обязуется добровольно не приобретать «лишние» вагоны, хотя его конкуренты могут свободно увеличивать долю нового парка.

Оператор добровольно соглашается платить штрафы перевозчику за нарушение графика движения из-за отцепки вагона в ТОР.

Оператор должен отчитаться перед перевозчиком

Кроме того, оператор должен будет сообщать перевозчику определенный набор данных о своей работе и используемых технологиях.

В частности, эти технологии должны быть направлены не на улучшение финансовой составляющей операторской деятельности, а на то, чтобы уговорить грузовладельцев обеспечить снижение срока оборота вагона на путях необщего пользования. Предполагается, очевидно, что владельцы последних для этого будут быстрее выполнять операции под погрузкой и инвестировать в расширение путей необщего пользования – причем без обязательств со стороны железных дорог принять к вывозу дополнительных объемы продукции.

Владелец вагонов обязывается предоставлять копии отдельных договоров, заключенных с третьими лицами. По ним перевозчик будет контролировать те технологии, которыми пользуется оператор.
Владелец вагонов также обязывается предоставлять перевозчику ряд прогнозов: перечень корреспонденций принятых заказов в разрезе станция-станция ежедекадно; план перемещения порожних вагонов, который должен обеспечивать заявленные объемы погрузки в рамках технического плана погрузки ОАО «РЖД», утвержденного на предстоящий месяц, и минимизировать нерациональное использование инфраструктуры (встречное перемещение порожнего вагона).

И это далеко не все, что хочет знать перевозчик. «Несложно предположить, что он намерен вмешиваться в коммерческую деятельность владельцев вагонов», – сделал вывод представитель операторской компании.

«Даже крупным игрокам сложно пойти на такие добровольные ограничения. А для небольших компаний это означает необходимость передачи парка в управление перевозчика. Он вот желает начать процесс консолидации вагонов. Еще немного, и он предложит сам определять, что и куда везти, на каких условиях – вплоть до установки ставки аренды. И при этом мыслит категориями инвентарного парка на основе моделей, использовавшихся во времена МПС», – продолжил респондент.

Что хотят операторы

В начале февраля стало известно о потенциальных желающих участвовать во взаимодействии при допуске и эксплуатации вагонов с перевозчиком – это ФГК, что вполне объяснимо, и оператор, обслуживающий перевозки угля маршрутами, что тоже неудивительно, поскольку такая технология предполагает массу квот и условий, которые так или иначе придется выполнять.

«Но на самом деле за таким, казалось бы, типовым, рабочим моментом явно стоит системно новый взгляд на работу сети. И он касается не только упорядочения порожних перевозок или ДМЗИ с ее новыми настройками. Отнюдь, тут речь о новом устройстве рынка грузовых перевозок в целом», – отметили эксперты.

Хорошо это или плохо – тут, правда, мнения экспертов разделились. Одни сочли, что поведение перевозчика вызвано объективными факторами развития российской экономики. Дескать, государство не хочет поощрять слишком капиталоемкие проекты по развитию железнодорожной инфраструктуры, чтобы поддерживать убыточность угледобывающей отрасли. А перевозчик не хочет тратиться на создание вторых путей для компенсации периодических сгущений вагонопотоков. Он считает, что не обязан создавать резервные стоянки в ожидании погрузки для подвижного состава, который с целью частной наживы операторов все больше забивает магистральные пути. И вообще на рынке, дескать, слишком много мелких игроков. Этой вольницей сложно управлять на основе полигонных технологий, используемых перевозчиком.

Другие эксперты обращают внимание на то, что перевозчик не ищет рыночные модели взаимодействия с операторским сообществом, хочет работать так, как ему удобнее, и транслировать свои условия через операторов и другим участникам рынка. Иными словами, значительная часть российской экономики должна будет определять свое развитие в зависимости от того, какие мощности им выделят на РЖД.

Операторы считают, что операторскому сообществу, в свою очередь, целесообразно подготовить встречные предложения к ОАО «РЖД» об обязательствах, которые на себя возьмет перевозчик в случае согласия владельцев вагонов на отстановку части парка. «Предложенная перевозчиком редакция проекта договора нарушает положения законодательства РФ, нарушает права и законные интересы операторских компаний, содержит значительное количество неустоявшихся, двусмысленных терминов, а потому не может быть согласована», – отметил представитель операторской компании.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions