Пик выпуска подшипников в этом году пришелся на февраль, когда было произведено 37,7 тыс. шт. Затем наметился спад, до 13,3 тыс. в июне, но уже в июле объем выпуска поднялся до 28 тыс.
Снижение поступления подшипников на рынок (и для вагоностроения, и ремонта) объясняется нецелесообразностью их импорта, отмечают в Объединении вагоностроителей.
Напомним, в 2022 году после ухода с российского рынка западных игроков возник дефицит кассетных подшипников. Отечественные заводы после смены акционеров приступили к полной локализации производства этой продукции, замещению импортных компонентов. Почти одновременно некоторые вагоноремонтные компании заказали по отдельному проекту поставку подшипников у китайских производителей.
За 7 месяцев 2023 года для российского рынка грузовых вагонов было выпущено 242 тыс. кассетных подшипников. В том числе 185,5 тыс. произвели отечественные предприятия, 56,5 тыс. составили поставки из-за рубежа.
Зависимость от спроса
Как сообщили в «ЕПК-Бренко Подшипниковая Компания», выпуск кассетных подшипников у предприятия за 7 месяцев 2024 года сократился на 7% по сравнению с тем же периодом 2023-го. Падение объемов выпуска обусловлено снижением спроса со стороны покупателей и переизбытком производственных мощностей в РФ.
«Завод не производит продукцию впрок, производственный план утверждается на основании заявок потребителей», – пояснили в компании.
Колебания в объемах производства могут быть обусловлены только изменением спроса со стороны потребителей, подтвердил генеральный директор группы компаний «ТЕК-КОМ» Алексей Шулепов.
«За 7 месяцев 2024 года наше предприятие произвело практически такой же объем, как и в прошлом году. Сейчас мы наблюдаем постепенное повышение спроса, что безусловно скажется на объемах выпуска продукции и росте производства кассетных подшипников для грузовых вагонов до конца года. Наше предприятие имеет все необходимые ресурсы и возможности для производства подшипников в соответствии с запросом с рынка», – заверил он.
Хотя в текущем году растет производство инновационных вагонов, основной объем мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту парка (главным образом, по пробегу более 800 тыс. км) у крупных собственников подвижного состава пришелся на прошлый год, что и привело к снижению темпа производства и реализации кассетных подшипников в 2024-м, уточнили в «ЕПК-Бренко».
Об этом говорит и источник на рынке. Часть ремонта вагонов в 2022 году из-за нехватки ремкомплектов перетекла на 2023 год (поскольку активные темпы постройки инновационных вагонов в стране стартовали с 2014 года, в 2022-м с учетом 8-летнего цикла с начала эксплуатации до первого деповского ремонта пошел массовый спрос на ремонт кассетных подшипников), отсюда и наблюдался высокий спрос. Сегодня же производство отечественных заводов фактически сравнялось с объемами выпуска комплектуемой ими продукции.
Более того, производители предоставляют услугу по ремонту подшипников, бывших в эксплуатации. В настоящее время на территории РФ только у ООО «ЕПК-Бренко Подшипниковая Компания» действуют 22 лицензированных участка по ремонту кассетных подшипников. Суммарная мощность всех участков по ремонту – порядка 100 тыс. шт. в год. Теперь собственник вагонов может отремонтировать колесную пару, а это существенно дешевле, чем покупать новый подшипник, поясняют в компании. Это также влияет на снижение объема выпуска готовой продукции.
Добавим, в этом году российские производители продолжали осуществлять локализацию компонентов кассетных подшипников в соответствии с заключенным с правительством РФ специальным инвестконтрактом (СПИК).
«Эта работа проводится успешно и со значительным опережением по срокам. На данный момент все ключевые технологии производства компонентов подшипников успешно локализованы. Следующий этап – наращивание объемов производства таких компонентов», – отметил А. Шулепов.