Внешнеполитические события этого года не могли не отразиться на ситуации с перевозками в контейнерах-цистернах. После 24 февраля рынку понадобилось время на замещение прежних поставщиков, поиск новых логистических маршрутов.
По итогам 8 месяцев товарооборот отрасли к прошлогоднему периоду упал на 15%, сообщил заместитель исполнительного директора Российского союза химиков (РСХ) Леонид Фрейман. При этом в тоннаже экспорт сократился на 15%, импорт – на 4%. Спад импортных поставок, возможно, мог быть глубже, не исключил представитель РСХ, если бы не логисты и снабженцы, которым удалось заместить продукцию из западных стран на продукцию из Китая и Турции.
Впрочем, в стоимостном выражении российский экспорт вырос в первую очередь за счет растущих цен на такие продукты химпрома, как сода каустическая, аммиак, минеральные удобрения. Например, предприятия химического комплекса в Приволжском федеральном округе (ПФО) в январе – августе отгрузили продукции на сумму, превышающую 1,7 трлн руб., это почти на 30% больше, чем годом ранее.
По-прежнему основной объем химической продукции отгружается в центральных регионах России, где расположены крупные предприятия. На тот же Приволжский федеральный округ (это прежде всего Пермский край, Татарстан, Самарская область, Башкортостан) приходится почти половина производства в стране каустической соды (за 8 месяцев произведено 422 тыс. т), около 70% кальцинированной соды (1,6 млн т), 36,6% аммиака (4,1 млн т), 93,5% калийных удобрений (6,7 млн т), 34,2% азотных удобрений (6 млн т).
Стоит сказать, что в январе – октябре Свердловская магистраль, которая проходит через Пермский край (регион обеспечивает почти треть отгрузки химических веществ и продуктов в ПФО), сократила погрузку минеральных удобрений на 30% (до 10,2 млн т), химикатов и соды – на 5% (до 2,8 млн т).
Время дорого
Помимо сокращения объемов перевозки, вымывается специализированный парк после ухода из России европейских танк-контейнерных операторов, свидетельствует директор ООО «КонтейнерРемСервис» Александр Глазунов. В связи с закрытием рынков Европы необходимо ориентироваться в сторону Азии, но контейнеров по количеству запросов уже не хватает.
Проблема складывается и с запчастями. Как рассказал директор по производственной инфраструктуре – главный инженер АО «СГ-транс» Максим Киреев, примерно на 20% обслуживаемого компанией парка газовых контейнеров-цистерн установлена арматура британской Fort Vale. После введения санкций в среднем цены на комплектующие к ней выросли на 30%, кроме того, их количество на российских складах ограниченно.
Сегодня идет поиск партнеров, готовых поставлять аналогичные запчасти. Также определен ряд компаний, изготавливающих фторопластовые уплотнения, которые не уступают по качеству западным оригиналам и имеют более низкую цену.
В нынешних условиях целесообразно снижать оборот вагона, который достаточно высок. В частности, простой под операцией перегруза составляет примерно 15 суток, а на припортовых станциях доходит до 86 дней, сообщил М. Киреев. Кроме того, в случае отцепки вагона в текущий ремонт предлагается не производить снятие танк-контейнера, тем самым будет экономиться время.
При рассмотрении перспектив рынка встает вопрос локализации производства специализированного подвижного состава. Так, «КонтейнерРемСервис» с участием НПК «Шельф» создал опытный образец танк-контейнера Т50 для перевозки сжиженных углеводородных газов. Он произведен полностью из отечественных материалов, уточнил А. Глазунов.
По его словам, для расширения российского экспорта СУГ и СПГ в Китай и другие азиатские страны (именно данный сегмент рынка обещает расти в ближайшие годы), необходимы быстрые решения. Отсюда перевозчикам важно обеспечить спрос на контейнеры-цистерны для транспортировки энергоносителя.
Стоит сказать, что в октябре в районе погранперехода Краскино – Хуньчунь открылась газонаполнительная станция для организации перевозок сжиженного газа в Китай.
Для более быстрого пропуска машин-газовозов пункт пропуска начнет работать на час раньше, что позволит дополнительно пропускать до 5 ед. транспортных средств.
«Сейчас эти машины стоят в общей очереди, однако совместно с погранслужбой принято решение о том, чтобы добавить час работы на досмотр и оформление транспорта, перевозящего опасные грузы. Это позволит еще больше увеличить пропускную способность погранперехода», – сказал зампред правительства Приморья Валерий Прокопчук.