Это уже второй вариант концепта нового подвижного состава. Первый сочетал открытые купе с привычным расположением полок, в семи из которых модульный шкаф для багажа и одежды делил открытое купе на четыре индивидуальных пространства.
Название третьей концепции – «елочка». Это значит, что в вагоне два ряда спальных мест будут расположены с каждой стороны вагона по диагонали. Благодаря этому решению длина полок увеличится на 10–15 см. М. Мишустин предложил выбрать наиболее оптимальный вариант путем широкого обсуждения концептов. В том числе с привлечением мнений пассажиров и обслуживающего персонала пассажирских вагонов.
Кстати, концепт есть и как вариант переделки стандартной плацкарты. Перекомпоновка вагона в габарите Т позволяет, с одной стороны, улучшить комфорт для пассажиров, а с другой – увеличить его вместимость, отметил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов. Это важно, например, в первую очередь для южного направления.
Антивирусная безопасность
На фоне принятых мер борьбы с последствиями коронавируса стало понятным, что в конструкции концепта должны быть учтены все требования по безопасности.
Это означает, что преимущества должна получить капсульная планировка вагона. В таком случае можно будет добиться лучшего способа социального дистанцирования пассажиров и наиболее эффективной работы оборудования для обеззараживания внутреннего пространства. Иными словами, люди должны ехать в неких более-менее изолированных друг от друга капсулах.
Предполагается, что уже в 2021 году первая партия вагонов будет выпущена для проведения сертификационных испытаний. Как уточнил Д. Пегов, скорее всего, это будут два-три поезда на маршруте в Адлер.
Экспортный потенциал
Заметим, что разработки концепта должны учитывать и экспортный потенциал. Российские вагоностроители участвуют в многостороннем соглашении о финансировании закупки 1,3 тыс. пассажирских вагонов Египетскими национальными железными дорогами (ENR). Его стоимость превышает €1 млрд.
Кредиты предоставляются Экспортно-импортным банком Венгрии и АО «Российский экспортно-импортный банк» под страховое покрытие национальных экспортно-кредитных агентств двух стран – венгерского MEHIB и российского ЭКСАР.
Уже разработаны два прототипа вагонов третьего класса. Один из них готовится к испытаниям. Другой проходит финальную стадию сертификации в Венгрии.
Предполагается выпуск 500 вагонов третьего класса с принудительной вентиляцией, 500 вагонов третьего класса с кондиционированием, 180 вагонов второго класса с кондиционированием, 90 вагонов первого класса с кондиционированием и 30 вагонов-ресторанов второго класса с кондиционированием.
Модульное конфигурирование электрички
Еще одно направление для инноваций – создание прототипа нового российского электропоезда ЭГ2Т. В подобном подвижном составе заинтересованы, в частности, в Тверской области. Губернатор Тверской области Андрей Шевелев подчеркнул, что представленный проект создан при взаимодействии с властями региона.
В конструкцию электропоезда были заложены такие требования к комфортабельности, как высокая плавность хода за счет применения технологии пневмоподвешивания, а также пониженный уровень шума и вибрации. В электропоезде ЭГ2Т также применены принципы модульного конфигурирования пространства.
В результате электричка может быть как городской, так и межрегиональной. В последнем случае меняется шаг установки кресел и увеличиваются багажные места.
Предполагается разбивка по сиденьям между первым и вторым классами. В первом – сиденья с подушками и улучшенными параметрами эргономики.
Куда движемся дальше?
Сейчас важно, чтобы заказчик уточнил, в каком направлении вагоностроителям следует двигаться дальше технологически, какие должны создаваться концепты и каким целям они должны соответствовать. Заказчик также должен четко сформулировать и задачи с учетом принятых мер борьбы с последствиями коронавируса.
Ну и, конечно же, парк пассажирского подвижного состава должен обновляться. Для этого должны быть предусмотрены инвестиции.