Новость подхватили многие уральские СМИ. Чуть позже журналисты выяснили, «Иволга» – это «Ласточка-М», которую подготовили к презентации на выставке ИННОПРОМ-2023.
Правда, судя по фото, новая «Ласточка», которая получила название ЭС104, передвигается не своим ходом, а под тепловозом. Но это – пока. Сборка опытного образца российского скоростного электропоезда идет на заводе «Уральские локомотивы». Накануне первый замгендиректора предприятия Виталий Брексон опубликовал в соцсетях фото прототипа нового российского электропоезда.
«Пошла динамика (динамические испытания. – Ред.)... Только начало, первые шаги, все еще впереди. Каждый новый локомотив или поезд – как ребенок... Его ждут, он рождается, затем начинает жить в этом мире, постепенно шагая в него», – написал Брексон, пожелав «пассажирам и эксплуатантам терпения». Пост он написал в конце июня, а позже удалил.
Согласно подписанному между производителем и РЖД контакту, на сеть поставят 22 таких вагонов в пятивагонной составности. Сертификационные и приемочные испытания планируется завершить в октябре, а до конца 2023 года перевозчику должны быть переданы 10 машин.
Обрусевшая «Ласточка», возможно, получит новое имя или «Восток», или «Ласточка-М». Пока ни одно из этих имен не утверждено. Обновленные российские скоростные поезда способны разгоняться до 160 км/ч (столько же, сколько и «Ласточка»), максимальная вместимость составит 1,4 тыс. человек. Российский скоростной электропоезд рассчитан на перевозки на расстояние максимум в 300 км.
Если «Ласточки» от Siemens имели корпус из стали, то импортозамещенные «Ласточки» собирают из экструдированных алюминиевых панелей и профилей. Для этого вагоностроителям пришлось осваивать новый вид сварки, перенимая опыт у авиастроителей. От них же позаимствовали и технологию вклейки дверных и оконных блоков. Модернизации подверглась и тележка. Ее оснастили пневматическими рессорами с автоматическим регулированием давления, что позволило увеличить нагрузку на ось до 19 тс, и теперь электричка может перевозить больше пассажиров. Заявляется, что в отечественной «Ласточке» появятся места для тех, кто не хочет сидеть, а согласен стоять в проходах.
Есть версия, что на отечественный электропоезд установят асинхронный тяговый электродвигатель АТД1000. По ожиданиям РЖД, электропоезд серии ЭС104 с российским тяговым приводом – импортозамещенную на 98% «Ласточку» – представят уже в августе.