Кассетные подшипники буксовых узлов до 2022 года в России выпускали только на совместных предприятиях. И в Тихвин, и в Тверь американская компания Timken и шведская компания SKF поставляла и смазку, и ролики, и сепараторы. Стенды для испытаний подшипников тоже поставляли из-за рубежа. Но теперь вагоностроители решают задачу по стопроцентной локализации производства. Она будет выполнена, как накануне заявили на деловом семинаре, который организовал и провел РЖД-Партнер, уже к лету 2024 года. Но это прозвучало открыто и с высокой трибуны. А в кулуарах вагоностроители делают не столь категоричные заявления.
Со слов собеседника РЖД-Партнера, который пожелал сохранить анонимность, кассетные подшипники перед введением в эксплуатацию необходимо проверить на соответствие требованиям ГОСТ. А для этого необходимо разработать стенд для испытания буксовых узлов колесных пар. Существующая схема стенда для испытания кассетных подшипников не отвечает запросам, об этом РЖД-Партнеру рассказывает собеседник, близкий к разработке продукта. Он говорит, что в России используют три вида стендов: вертикальная нагрузка приложена снизу – это один вид стенда, другой часть горизонтальных нагрузок воспринимает не только у подшипников, но и у опоры вертикальных силовых цилиндров, а есть и третий вид стенда, в котором горизонтальные нагрузки приложены к наружному кольцу подшипника. При испытании кассетных подшипников на последнем стенде из-за отсутствия корпуса буксы непонятно, как горизонтальную растягивающую нагрузку приложить к наружному кольцу подшипника, говорит собеседник РЖД-Партнера.
«Наружное кольцо подшипника не предназначено для такого способа нагружения, из-за чего могут возникать погрешности в имитации реальных условий эксплуатации испытуемых подшипников во время эксплуатации на вагонах. Результаты таких испытаний не могут быть признаны достаточно надежными», – продолжает он.
Причины не верить стендам
Ученые уже предлагают заменить стенды. В частности, горизонтальные нагрузки с помощью гидравлического цилиндра приложить к боковым рамам тележки, а уже оттуда через стандартные адаптеры передавать нагрузку на подшипники.
«Это сделает результаты испытаний «более достоверными», – говорит он.
У изобретателя есть претензии и к стенду, где при испытании кассетных подшипников применяется вертикальная нагрузка. Он говорит, что в этом случае может нарушаться теплообмен кассетного подшипника с окружающей средой, что также расходится с реальными условиями эксплуатации, вносит погрешности в итоговые результаты испытаний.
«Вместо этого предлагается способ нагружения, где вертикальные нагрузки приложены к подпятнику тележки с помощью гидравлического цилиндра, после чего они передаются на подшипники через надрессорную балку, боковые рамы и адаптеры, что делает результаты испытаний более достоверными», – продолжает он.
Со слов собеседника РЖД-Партнера, существующие стенды воспринимают часть горизонтальных нагрузок не только у подшипников, но и самих опор вертикальных силовых цилиндров. При этом величина возникающего трения никак не учитывается, что делает результаты испытаний недостаточно надежными, негодует он. Причем у инноватора есть претензии и к стендам зарубежного производства, таким как стенды разработки компании SKF, и к стендам отечественным, разработанным АО «ВНИКТИ». Он заявляет, что рынку предложена новая конструкция стенда для испытания кассетных подшипников буксовых узлов колесных пар. Она отличается тем, что нагрузка на подшипник, испытываемая в составе тележки, передается через адаптеры.
«Введение в эксплуатацию испытательного стенда новой конструкции позволит получать более достоверные результаты по оценке работоспособности новых подшипников», – резюмирует он.