В медиарейтингах железнодорожных операторов по итогам I квартала 2024 года по каждому показателю первое и второе места заняли FESCO и компания «ТрансКонтейнер».
Транспортная группа FESCO продолжает возглавлять рейтинг медиаприсутствия железнодорожных операторов с 1 889 сообщениями. Вторую позицию сохранил за собой «ТрансКонтейнер» (615 публикаций), а третье место заняла компания Globaltrans (501 материал), прибавив 122% по сравнению с IV кварталом 2023 года и переместившись с восьмого на третье место в рейтинге. Лидирующая в рейтинге FESCO ухудшила свой результат на 14%, а «ТрансКонтейнер» – на 53%.
FESCO заняла первую строчку по индексу заметности, увеличив показатель на 20% по сравнению с прошлым периодом. Компания заметно превзошла своих конкурентов по данному показателю: отрыв от второго места, которое занял «ТрансКонтейнер», составил 3,7 раза. «ТрансКонтейнер» сохраняет за собой вторую позицию два квартала подряд, однако компания сократила индекс заметности на 18%. Третью строчку занял транспортный холдинг Globaltrans, увеличивший показатель на 211%. Компания поднялась с шестого на третье место в рейтинге.
FESCO и «ТрансКонтейнер» второй квартал подряд подтверждают свои позиции лидерства в рейтинге по охвату аудитории, занимая первую и вторую строчки соответственно. Охват публикаций с упоминанием FESCO достиг 80,3 млн чел. (+35% к прошлому кварталу). Показатель в 1,7 раза превысил индекс ближайшего конкурента - «ТрансКонтейнера», при этом последний нарастил охват аудитории на 92% по сравнению с прошлым периодом (до 45,8 млн чел.). Третье место с охватом 28,6 млн занял Globaltrans, увеличив показатель на 102% и переместившись с пятой на третью позицию в рейтинге.
№ |
Наименование |
Упоминания в СМИ, I квартал 2024 |
Упоминания в СМИ, IV квартал 2023 |
Изменения, % |
1 |
Транспортная группа ФЕСКО |
1 889 |
2 203 |
-14% |
2 |
ТрансКонтейнер |
615 |
1 309 |
-53% |
3 |
Globaltrans |
501 |
226 |
122% |
4 |
РЖД Логистика |
462 |
710 |
-35% |
5 |
Русагротранс |
371 |
352 |
5% |
6 |
ФГК |
267 |
268 |
0% |
7 |
НПК ОВК |
243 |
344 |
-29% |
8 |
ПГК |
170 |
311 |
-45% |
9 |
ХК Новотранс |
166 |
167 |
-1% |
10 |
ОТЛК ЕРА |
121 |
179 |
-32% |
11 |
НефтеТрансСервис |
67 |
146 |
-54% |
12 |
Газпромтранс |
62 |
174 |
-64% |
13 |
Евросиб СПб-ТС |
62 |
107 |
-42% |
14 |
СГ-Транс |
61 |
124 |
-51% |
15 |
Трансойл |
52 |
26 |
100% |
16 |
Атлант |
48 |
100 |
-52% |
17 |
Совфрахт |
42 |
100 |
-58% |
18 |
Модум-Транс |
41 |
31 |
32% |
19 |
Логопер |
30 |
76 |
-61% |
20 |
НХТК |
13 |
35 |
-63% |
На лидирующее положение транспортной группы FESCO в рейтинге упоминаний существенно повлияло ее участие в выставке TransRussia 2024, в рамках которой компания заключила ряд соглашений о сотрудничестве, направленных на реализацию совместных проектов и развитие контейнерных перевозок. Так, FESCO будет поставлять комплектующие для российского серийного электромобиля Атом, а с китайской платформенной компанией Xian Free Trade Port сотрудничать в рамках создания современного транспортно-логистического центра «Терминал Забайкальск». Кроме этого, было подписано соглашение с китайской логистической компанией «Кун Ронг» о сотрудничестве в сфере железнодорожных перевозок из Китая в Россию через сухопутные погранпереходы. FESCO обеспечит поставки готовых автомобилей и машинокомплектов китайского бренда Haima из Китая в Россию и страны СНГ. Помимо прочего, группа заключила соглашения с Кондопожским и Архангельским целлюлозно-бумажными комбинатами по организации перевозок в страны Восточной и Юго-Восточной Азии, а также в Индию через основные морские порты России. СМИ цитировали заявления топ-менеджмента FESCO, сделанные в кулуарах выставки. Например, по словам председателя совета директоров транспортной группы Андрея Северилова, контейнерный рынок РФ в 2024 году может вырасти на 4-5%.
Другой заметной темой по упоминаемости в инфополе FESCO стали новости об организации новых контейнерных перевозок. В частности, совместно с РЭЦ был запущен рефконтейнерный сервис «Мясной шаттл» в Китай. Кроме этого, группа организовала интермодальную отправку первой партии свинины российского производства из Подмосковья через Владивосток в Китай после того, как власти КНР сняли ограничения на поставки этого вида мяса из России. FESCO отправила первую экспортную партию рефконтейнеров с крабом из Мурманского морского рыбного порта в Южную Корею через Дальний Восток и сообщила, что подобные отправки будут регулярными. Также компания доставила первую партию бананов из Индии в Россию.
Значимым событием стал отказ контейнеровозу Moskva транспортной группы FESCO в заправке в китайском порту. Об этом 8 февраля сообщил председатель совета директоров компании Андрей Северилов в ходе международного форума «Россия 2030 и новый мировой экономический порядок: ключевые факторы и роль бизнеса». При этом он уточнил, что отказ в бункеровке связан с российским бенефициаром перевозки. Спустя некоторое время контейнеровоз Moskva был заправлен и продолжил движение по маршруту, а затруднения с бункировкой носили временный характер.
№ |
Наименование |
Индекс заметности, I квартал 2024 |
Индекс заметности, IV квартал 2023 |
Изменения, % |
1 |
Транспортная группа ФЕСКО |
759 294 |
635 353 |
20% |
2 |
ТрансКонтейнер |
204 405 |
248 618 |
-18% |
3 |
Globaltrans |
182 191 |
58 530 |
211% |
4 |
РЖД Логистика |
140 042 |
107 489 |
30% |
5 |
ФГК |
118 302 |
27 167 |
335% |
6 |
ХК Новотранс |
55 890 |
44 829 |
25% |
7 |
НПК ОВК |
46 047 |
117 918 |
-61% |
8 |
Русагротранс |
38 234 |
28 526 |
34% |
9 |
ПГК |
34 078 |
86 783 |
-61% |
10 |
Совфрахт |
25 295 |
33 270 |
-24% |
11 |
ОТЛК ЕРА |
15 098 |
18 748 |
-19% |
12 |
Атлант |
8 526 |
5 843 |
46% |
13 |
НефтеТрансСервис |
7 905 |
40 224 |
-80% |
14 |
Газпромтранс |
4 903 |
50 022 |
-90% |
15 |
Трансойл |
3 910 |
4 081 |
-4% |
16 |
Логопер |
3 060 |
16 415 |
-81% |
17 |
Евросиб СПб-ТС |
2 834 |
8 499 |
-67% |
18 |
СГ-Транс |
2 536 |
16 454 |
-85% |
19 |
Модум-Транс |
2 061 |
639 |
223% |
20 |
НХТК |
1 260 |
11 000 |
-89% |
Одним из самых заметных событий в I квартале 2024 года стало введение санкций Минфина США против «Трансконтейнера». В компании после этого заявили, что деятельность холдинга осуществляется в штатном режиме: ПАО «Трансконтейнер» оказывает логистические услуги в полном объеме и в соответствии со своими обязательствами перед клиентами по всем действующим маршрутам и направлениям.
Большое внимание СМИ было уделено организации сервисов контейнерных перевозок компании. В частности, «Трансконтейнер» и Global Ports запустили перевозки импортных грузов из Находки в Казань. Кроме этого, компания отправила первый полносоставный поезд со своего терминала в Ижевске до станции Находка-Восточная, после чего контейнеры через терминал ВСК компании Global Ports отправили морским транспортом до конечного получателя. Также «Трансконтейнер» в середине марта организовал отправки контейнеров в полувагонах с собственного терминала на станции Хабаровск-2, где ранее такая технология перевозок не осуществлялась. Конечными точками маршрутов стали станции в Иркутске и Новосибирске.
Важным событием в инфополе «Трансконтейнера» стали новости о финансовых результатах компании. Сообщалось, что «Трансконтейнер» в 2023 году сократил чистую прибыль по РСБУ на 5%, в то время как выручка увеличилась на 7%. В то же время по МСФО компания увеличила чистую прибыль в 2023 году на 11,7%, до 20 млрд руб., а выручку - на 11%, почти достигнув 200 млрд руб. В свою очередь, первый вице-президент «Трансконтейнера» Валерий Веремеев сообщил на форуме «Инфраструктурные инициативы бизнеса» о том, что объем инвестиций оператора в развитие инфраструктуры в 2024 году планируется на уровне более 21 млрд рублей.
№ |
Наименование |
Охват аудитории, I квартал 2024 |
Охват аудитории, IV квартал 2023 |
Изменения, % |
1 |
Транспортная группа ФЕСКО |
80 347 416 |
59 598 894 |
35% |
2 |
ТрансКонтейнер |
45 851 431 |
23 932 824 |
92% |
3 |
Globaltrans |
28 620 729 |
14 160 713 |
102% |
4 |
ФГК |
9 826 877 |
9 996 580 |
-2% |
5 |
ПГК |
9 154 336 |
17 057 502 |
-46% |
6 |
Трансойл |
7 987 321 |
1 246 616 |
541% |
7 |
Атлант |
7 438 290 |
8 233 438 |
-10% |
8 |
Русагротранс |
6 492 915 |
11 269 610 |
-42% |
9 |
НПК ОВК |
5 572 989 |
15 068 077 |
-63% |
10 |
ХК Новотранс |
3 684 443 |
5 924 083 |
-38% |
11 |
РЖД Логистика |
3 310 579 |
7 635 188 |
-57% |
12 |
НефтеТрансСервис |
2 092 238 |
6 654 404 |
-69% |
13 |
СГ-Транс |
1 899 793 |
7 328 897 |
-74% |
14 |
Совфрахт |
1 575 980 |
2 786 807 |
-43% |
15 |
Газпромтранс |
1 544 251 |
2 057 795 |
-25% |
16 |
RAILGO |
1 522 136 |
1 055 062 |
44% |
17 |
Логопер |
1 470 940 |
4 676 509 |
-69% |
18 |
ОТЛК ЕРА |
968 499 |
9 304 139 |
-90% |
19 |
Модум-Транс |
748 088 |
4 612 835 |
-84% |
20 |
Евросиб СПб-ТС |
168 056 |
4 927 745 |
-97% |
В центре внимания СМИ в I квартале 2024 года оказались новости о сделке между инвестиционной компанией Aqniet Capital LLP, которая принадлежит казахстанскому бизнесмену Кайрату Итемгенову, и железнодорожным оператором Globaltrans. В частности, Aqniet Capital LLP выкупила у трех акционеров 26,19% акций компании, а также заключила соглашение о сделке на покупку доли у других акционеров, в том числе у главы совета директоров Сергея Мальцева, что позволило увеличить пакет до 32,26%. Сергей Мальцев в интервью «Коммерсанту» рассказал о своем решении и поделился своими взглядами на предпосылки череды крупных сделок в сфере оперирования вагонами.
За исследуемый период Globaltrans активно упоминался в контексте событий фондового рынка. На фоне новостей о сделке между Aqniet Capital LLP и Globaltrans котировки акций оператора стали расти. Кроме этого, агентство «Финам» присвоило рейтинг «покупать» акциям Globaltrans, а Альфа-банк включил бумаги компании в рейтинг «выше рынка».
Повышенный интерес СМИ вызвало завершение процесса редомициляции Globaltrans в Абу-Даби. Так, Globaltrans Investment PLC перерегистрировала бизнес с Кипра на свободную экономическую зону Abu Dhabi Global Market (ADGM). В компании отметили, что пересмотренный устав и новый состав совета директоров, одобренные акционерами в августе 2023 года, вступили в силу с даты перерегистрации. Акции компании будут дематериализованы, что означает отсутствие бумажных сертификатов акций, и будут храниться в электронном виде в соответствии с правилами ADGM. Globaltrans получил необходимые разрешения регулирующих органов в отношении перерегистрации и подтвердил, что депозитарная программа компании остается в силе, как и ее листинг на Лондонской фондовой и Московской биржах.
Взлеты и падения
Самый большой скачок в рейтинге медиаприсутствия показал Трансойл. Среди остальных компаний заметнее других свои позиции улучшила ХК «Новотранс».
Так, Трансойл в сравнении с IV кварталом 2023 года поднялся на 6 строчек по количеству упоминаний (+100%). Компания переместилась на 14 позиций вверх по охвату аудитории (+541%) и на 4 места вверх по индексу заметности (хотя и снизила показатель на 4%). В центре внимания СМИ оказалась новость о том, что правительство прорабатывает вопрос о приоритетности отгрузки вагонов с нефтегрузами на Восток и изменения временных правил определения очередности перевозки грузов. Это обсуждалось на совещании под председательством первого замминистра энергетики Павла Сорокина 30 января, в котором приняли участие представители Трансойла, РЖД, «Транснефти» и других компаний.
В свою очередь, ХК «Новотранс» по сравнению с предыдущим периодом поднялся на 2 позиции по количеству упоминаний (-1%), на 2 места по индексу заметности (+25%) и на 3 строчки по охвату аудитории (-38%). Такое перемещение компании в рейтингах связано с сообщениями СМИ о том, что заместитель генерального директора и начальник одного из отделов ООО «Ремонтная компания «Новотранс» стали фигурантами уголовного дела за дачу взятки. Об этом сообщили в Западно-Сибирской транспортной прокуратуре.
В рейтинге по индексу заметности существенный скачок по сравнении с IV кварталом 2023 года отмечен у оператора «ФГК». Компания поднялась сразу на 7 позиций (+335%). Кроме этого, ФГК переместилась на 3 места выше по охвату аудитории (-2%) и на 1 строчку вверх по количеству упоминаний (-0,4%). Сообщалось о том, что УВЗ поставит ФГК инновационные полувагоны для перевозок на Восточном полигоне. В то же время совет директоров назначил генеральным директором компании с 15 марта 2024 года Андрея Дреничева, ранее занимавшего должность заместителя начальника Центра фирменного транспортного обслуживания – филиала РЖД по транспортному обслуживанию.
В рейтинге по индексу заметности существенный рост продемонстрировал один из универсальных операторов «Атлант», который переместился вверх на 6 позиций (+46%). Кроме того, компания поднялась на 2 места по охвату аудитории (-10%). Оператор упоминался в контексте смены основного владельца лизинговой компании «Трансфин-М», в структуру которой входит «Атлант». Уровень заметности компании в СМИ увеличился также благодаря публикации финансовой отчетности. Так, чистая прибыль оператора «Атлант» по РСБУ снизилась в 2023 г. на 20,5%, а выручка выросла на 2,3%.
Значительно снизили свои результаты в медиарейтингах Газпромтранс (компания опустилась на 2 строчки по количеству упоминаний и на 7 мест по индексу заметности, однако прибавила 4 позиции по охвату аудитории), компании НПК ОВК, НефтеТрансСервис, НХТК и ПГК (потеряли по 4 строчки в рейтинге по индексу заметности), ОТЛК ЕРА, Евросиб СПб-ТС и НПК ОВК (компании опустились на 10, 6 и 5 позиций по охвату аудитории), СГ-Транс (потерял 1 место по упоминаниям, 4 позиции по заметности, 2 строчки по охвату).
Главные темы публикаций:
- Значительное внимание СМИ было приковано к теме строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом. 14 марта Владимир Путин дал старт началу строительства ВСМ. По словам президента, «строительство этой высокоскоростной магистрали, предназначенной для пассажирского движения, позволит повысить и скорость перемещения грузовых составов». По данным главы РЖД Олега Белозерова и экспертов рынка, после ввода ВСМ станет возможной транспортировка дополнительных «30 млн объемов грузов».
- По итогам 2023 года суммарный объем погрузки на сети РЖД составил 1,232 млрд тонн, что на 0,2% меньше, чем в 2022 году. Погрузка в январе снизилась на 4,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 94,8 млн тонн, а в феврале составила 95,9 млн тонн, что на 1,4% меньше, чем за аналогичный период 2023 г. Погрузка за январь-февраль составила 190,7 млн тонн, что на 2,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
- Правительство России с 1 марта запретило на полгода продавать бензин за рубеж, сделав исключение только для нескольких дружественных стран и членов Евразийского союза, что оказало влияние на железнодорожные перевозки топлива. Кабмин объяснил свое решение ожидаемым на рынке повышенным спросом на топливо. Эксперты соглашаются с тем, что такая мера защитит внутренний рынок от дефицита и роста цен.
- РЖД, контейнерный оператор «РЖД Бизнес Актив», FESCO, ГК «Дело», Объединенная Вагонная Компания (ОВК) и другие компании приняли участие в выставке TransRussia 2024.
- Правительство в марте предложило обеспечить «повышенный приоритет» вывоза нефтепродуктов по железной дороге по отношению к другим грузам. Мера может быть ответом на сложности с обеспечением нефтепродуктами на фоне аварий на нефтеперерабатывающих заводах и замедления движения на сети РЖД. В Минэнерго обещают увеличить объемы вывоза топлива за счет улучшения планирования, но не в ущерб другим грузам.
- РЖД стали одной из лидирующих госкомпаний среди крупнейших заказчиков по объему закупок у малого и среднего бизнеса.
- Контейнеровозу Moskva отказали в бункеровке в китайском порту, сообщил председатель совета директоров FESCO Андрей Северилов в ходе международного форума «Россия 2030 и новый мировой экономический порядок: ключевые факторы и роль бизнеса». При этом он уточнил, что отказ в бункеровке связан с российским бенефициаром перевозки. Затруднения с бункировкой носили временный характер.
- Спрос на грузоперевозки из Азии в Европу по железным дорогам России резко вырос с начала кризиса в Красном море. Количество запросов на перевозку грузов по российским железнодорожным путям выросло примерно на 40% с декабря, когда контейнеровозам впервые пришлось искать альтернативные маршруты из-за нападений хуситов в Красном море.
- Минфин США и Евросоюз в I квартале 2024 г. ввели новые списки санкций, которые затронули сотни юридических и физических лиц России. Среди компаний под ограничения попали «Трансконтейнер» и «Софрахт».
- Инвестиционная компания Aqniet Capital LLP из Казахстана стала владельцем почти 32,26% акций российского железнодорожного оператора Globaltrans.
СКАН-Интерфакс — это система, предназначенная для комплексного решения задач в сфере управления репутацией и анализа эффективности PR. Платформа собирает и анализирует новости о компаниях, персонах и брендах из СМИ, соцмедиа и официальных источников.
Упоминания в СМИ – общее количество упоминаний компании в средствах массовой информации за определенный период.
Индекс заметности – специальный индекс, разработанный проектом СКАН. Основными критериями являются влиятельность источника и роль компании в новости.
Охват аудитории — среднесуточный показатель потенциальной аудитории СМИ на дату публикации.
Методика
Рейтинги построены на основе базы СМИ системы «СКАН», которая включает на данный момент более 70 тыс. СМИ: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и интернет-СМИ.
Период исследования: январь-март 2024 г.
При составлении рейтинга учитывались все доступные для анализа в базе СМИ «СКАН» российские федеральные, региональные и зарубежные СМИ.
Статистические данные, указанные в рейтинге, актуальны на дату публикации.
Авторы заранее признательны за любые дополнения и уточнения, которые можно направить электронной почтой по адресу marketing@scan-interfax.ru