+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.10.2024 09:11:18
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Медиарейтинг железнодорожных операторов III квартал 2024 года

Система мониторинга и анализа СМИ и соцмедиа СКАН-Интерфакс совместно с онлайн-порталом РЖД Партнер подготовили медиарейтинг железнодорожных операторов за III квартал 2024 года.
Медиарейтинг железнодорожных операторов III квартал 2024 года
В медиарейтингах железнодорожных операторов по итогам III квартала 2024 года по каждому показателю первое место заняла транспортная группа FESCO. В топ-лидеров каждого из рейтингов также вошла ПГК, которая заняла третью позицию по упоминаемости и индексу заметности и второе место – по охвату аудитории.

FESCO продолжает возглавлять рейтинг медиаприсутствия железнодорожных операторов с 1705 сообщениями. Вторую позицию сохранил за собой «ТрансКонтейнер» (511 публикаций). Третье место заняла компания ПГК (398 материалов), увеличившая при этом на 105% по сравнению с II кварталом 2024 года количество публикаций и переместившаяся с 9 на 3 место в рейтинге. Лидирующая в рейтинге FESCO сократила свой результат на 16%, а «ТрансКонтейнер» – на 24%. В то же время «ТрансКонтейнер» потерял 37% по индексу заметности и 80% по охвату аудитории от показателей прошлого квартала.

FESCO сохранила за собой лидерство по индексу заметности, снизив показатель на 0,6% по сравнению с прошлым периодом. Компания заметно превзошла своих конкурентов по данному показателю: отрыв от второго места, которое занял Globaltrans, составил 3,3 раза. В свою очередь, Globaltrans переместился с третьей на вторую позицию в рейтинге, увеличив индекс заметности на 46%. Третью строчку рейтинга заняла ПГК, поднявшись с восьмого места: рост этого показателя у компании составил 262%.

Четвертый квартал подряд FESCO подтверждает свои лидирующие позиции в рейтинге по охвату аудитории. Если в II квартале транспортная группа заняла вторую строчку, то в III квартале достигла первого места. Тем не менее, FESCO потеряла 34% охвата аудитории от прошлого периода. Вторую позицию рейтинга, переместившись с пятой строчки, заняла ПГК, которая увеличила показатель на 49%. Третье место заняла ФГК, которая в предыдущем квартале находилась на седьмой позиции. Компания снизила охват аудитории в III квартале на 1,6%.

Наименование

Упоминания в СМИ,

III квартал 2024

Упоминания в СМИ,

II квартал 2024

Изменения, %

1

Транспортная группа ФЕСКО

1705

2033

-16%

2

ТрансКонтейнер

511

671

-24%

3

ПГК

398

194

105%

4

Globaltrans

371

382

-3%

5

РЖД Логистика

333

377

-12%

6

Русагротранс

322

238

35%

7

ФГК

289

215

34%

8

ОТЛК ЕРА

222

129

72%

9

НПК ОВК

180

205

-12%

10

СГ-транс

161

289

-44%

11

ХК Новотранс

109

163

-33%

12

Газпромтранс

91

58

57%

13

Атлант

88

133

-34%

14

Евросиб СПб-ТС

86

32

169%

15

Трансойл

69

22

214%

16

НефтеТрансСервис

45

43

5%

17

Совфрахт

32

90

-64%

18

НХТК

31

28

11%

19

Логопер

23

28

-18%

20

Модум-Транс

22

23

-4%


Лидирующее положение транспортной группы FESCO в рейтинге упоминаний обеспечили корпоративные новости компании и ее дочерних структур. В частности, президент FESCO Аркадий Коростелев принял решение покинуть свой пост. Позднее в компании сообщили, что новым президентом FESCO назначен Петр Иванов, в прошлом – замглавы ФАС и топ-менеджер структур РЖД. Кроме того, бывший совладелец и председатель совета директоров FESCO Андрей Северилов учредил АО «А7 Холдинг». Транспортная группа также сообщила об открытии нового офиса в Калининграде для развития контейнерных перевозок и рассказала о динамике выручки, прибыли и других финансовых показателей, в том числе дочерних компаний.

На показатели рейтингов существенно повлияли новости об организации или модернизации контейнерных сервисов компании. В частности, FESCO организовала первую внутрироссийскую интермодальную отправку в рамках эксперимента по созданию Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП, «ГосЛог»), оператором которой выступает Министерство транспорта РФ. Перевозка включает автодоставку груженого сорокафутового контейнера со склада грузоотправителя до Владивостокского морского торгового порта (входит в FESCO) и дальнейшую отправку морским транспортом до порта Корсаков в Сахалинской области. Также сообщалось, что транспортная группа и АО «Кама» организуют бесшовную логистику машинокомплектов в Россию. Соответствующее соглашение о намерениях между FESCO и АО «Кама» подписано на полях Восточного экономического форума. Кроме того, при поддержке транспортной группы «РЖД-Логистика» отправила первый «Агроэкспресс» из Волгоградской области в Монголию. FESCO предоставила контейнерное оборудование и подвижной состав (фитинговые платформы). Помимо прочего, компания запустила контейнерный поезд по маршруту Владивосток – Тольятти, сервис FESCO Fashion для поставок товаров индустрии моды из Азии в Россию, регулярный сервис по отправке LCL-контейнеров из Шанхая в Санкт-Петербург, регулярную морскую линию между Вьетнамом и Малайзией и другие логистические сервисы, а также сообщила о планах открыть морскую линию из Новороссийска в Китай.

Повышенный интерес вызвала публикация операционных результатов группы. Так, FESCO в I полугодии 2024 года увеличила на 75% контейнерные перевозки сельхозгрузов на экспорт, а объемы международных морских перевозок – на 21%. Кроме того, транспортная группа в I полугодии нарастила контейнерный парк до рекордных 103 тыс. единиц. Контейнерные перевозки FESCO по линии Владивосток – Камчатка в I полугодии выросли на 21%. За тот же период компания утроила доставку автомобилей и их комплектующих в контейнерах из КНР в Россию, а в июле установила рекорд по отправке контейнерных поездов из Китая в Россию и Республику Беларусь.


Наименование

Индекс заметности,

III квартал 2024

Индекс заметности,

II квартал 2024

Изменения, %

1

   Транспортная группа ФЕСКО

660 024

663 715

-0,6%

2

Globaltrans

197 747

135 848

46%

3

ПГК

128 634

35 513

262%

4

ТрансКонтейнер

127 829

202 006

-37%

5

РЖД Логистика

99 037

105 823

-6%

6

ФГК

98 790

34 925

183%

7

НПК ОВК

75 576

99 494

-24%

8

Русагротранс

34 890

20 241

72%

9

ОТЛК ЕРА

27 227

8289

228%

10

ХК Новотранс

21 113

39 220

-46%

11

СГ-транс

20 676

81 941

-75%

12

Логопер

10 844

736

1373%

13

Газпромтранс

7579

6021

26%

14

НефтеТрансСервис

6390

1917

233%

15

Атлант

5058

9013

-44%

16

Совфрахт

5019

22 580

-78%

17

Трансойл

3808

2197

73%

18

Евросиб СПб-ТС

2763

1207

129%

19

Модум-Транс

2434

694

251%

20

Мечел-Транс

2398

0

0


 Значительное внимание СМИ было уделено корпоративным и финансовым новостям «ТрансКонтейнера». Так, чистая прибыль компании по РСБУ за I полугодие 2024 года снизилась на 41,3%, до 6,97 млрд руб. В то же время чистая прибыль «ТрансКонтейнера» по МСФО в II квартале текущего года сократилась в 3,44 раза по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, до 2,124 млрд руб.

Также сообщалось, что компания увеличила объем размещения бондов до 27 млрд руб. Кроме того, стало известно, что «ТрансКонтейнер» выплатит 5 млрд руб. дивидендов из нераспределенной прибыли за I квартал. Компания также объявила о намерении 29 августа собрать заявки на облигации на 15 млрд руб.

Большой резонанс в прессе вызвали новости о развитии компании и рынка железнодорожных перевозок. В частности, «ТрансКонтейнер» сообщил, что видит возможность увеличения мощности контейнерного терминала в Забайкальске до 655 тыс. TEU в случае роста грузовой базы и реализации планов ОАО «РЖД» по реконструкции станции. Кроме того, первый вице-президент компании Никита Пушкарев сообщил, что объем рынка железнодорожных контейнерных перевозок в 2030 году превысит отметку 10 млн TEU, что практически на треть больше уровня 2024 года. По данным «ТрансКонтейнера», объем контейнерных железнодорожных перевозок за 7 месяцев 2024 года составил 4,55 млн TEU, что на 8,6% выше уровня аналогичного периода прошлого года. В рамках Восточного экономического форума 4 сентября было подписано трехстороннее соглашение между Правительством Республики Саха (Якутия), ПАО «ТрансКонтейнер» и АО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии». Кроме этого, «ТрансКонтейнер» и Российский университет транспорта (МИИТ) подписали соглашение о долгосрочном сотрудничестве в сфере образования и профессиональной подготовки.

Крупным инфоповодом в медиаполе «ТрансКонтейнера» стали новости об организации или модернизации контейнерных сервисов компании. Так, оператор запустил сервис для доставки грузов из Московской области в Екатеринбург, а также из Екатеринбурга в Красноярск. Кроме этого, при содействии «ТрансКонтейнера» был отправлен первый контейнерный поезд с пшеницей со станции Лагерная Горьковской магистрали в Китай.

Наименование

Охват аудитории,

III квартал 2024

Охват аудитории,

II квартал 2024

Изменения,%

1

Транспортная группа ФЕСКО

32 586 036

49 657 850

-34%

2

ПГК

28 116 812

18 873 850

49%

3

ФГК

14 624 391

14 861 732

-1,6%

4

Globaltrans

12 130 287

21 710 861

-44%

5

ТрансКонтейнер

11 036 045

55 697 479

-80%

6

ОТЛК ЕРА

10 799 256

7 284 140

48%

7

РЖД Логистика

9 728 141

12 758 348

-24%

8

СГ-транс

9 164 613

23 745 891

-61%

9

Атлант

8 186 262

15 506 097

-47%

10

НПК ОВК

7 210 998

1 712 949

321%

11

ППО

6 645 243

3756

176823%

12

Трансойл

5 328 415

617 320

763%

13

ХК Новотранс

5 243 393

6 834 459

-23%

14

НХТК

2 780 824

1 264 732

120%

15

Модум-Транс

2 169 927

63 586

3313%

16

Русагротранс

2 118 918

660 469

221%

17

НефтеТрансСервис

1 627 719

7 880 740

-79%

18

Совфрахт

1 558 263

8 261 827

-81%

19

Газпромтранс

1 238 795

2 435 346

-49%

20

БалтТрансСервис

603 149

12 313

4798%

 

В центре внимания СМИ в III квартале 2024 года оказалась новость о том, что ВТБ приобрел Первую грузовую компанию (ПГК) исходя из оценки более 200 млрд руб. с учетом долга. Об этом сообщил председатель правления ВТБ Андрей Костин в кулуарах ВЭФ-2024. Точную стоимость сделки он не раскрыл.

Другим заметным инфоповодом стало обновление топ-менеджмента компании: в начале августа сообщалось, что должности гендиректора и председателя совета директоров займут выходцы из РЖД. Новым гендиректором ПГК стал Олег Романов. Новый топ-менеджер ранее работал в структурах РЖД, в частности, в Федеральной грузовой компании. На этом посту он сменил Руслана Бабаева, возглавлявшего ПГК с ноября 2023 года после смены собственника. СМИ писали, что председателем совета директоров ПГК будет назначен бывший вице-президент РЖД Анатолий Краснощек.

Первая грузовая компания также упоминалась в контексте рейтинга Infoline Rail Russia Top, согласно которому восемь из десяти крупнейших железнодорожных операторов сократили объемы перевозок по итогам полугодия. Лидер рейтинга – оператор ПГК – снизил перевозку на 4,6% год к году, до 61,9 млн тонн.

Взлеты и падения

По сравнению с прошлым кварталом компании показали разнонаправленную динамику по трем показателям. При этом, если в рейтингах по заметности и охвату аудитории наблюдались заметные изменения позиций операторов, то в рейтинге упоминаемости большинство из них либо сохранило свои места, либо переместилось в каком-либо направлении на одну или две строчки от своего прошлого положения. Некоторые компании показали заметный скачок по уровню заметности или охвату, но по количеству упоминаний заняли последние позиции. С учетом динамики двух или трех показателей наиболее позитивных результатов достигли Трансойл, ОТЛК ЕРА, Русагротранс. Выраженную разнонаправленную динамику показали операторы Газпромтранс, «Евросиб СПб-ТС», ФГК, НПК ОВК.

Так, Трансойл по сравнению с предыдущим периодом поднялся на 6 позиций по количеству упоминаний (рост показателя в 3,1 раза) и на 10 строчек по охвату аудитории (рост в 8,6 раз), но в то же время переместился на 1 место вниз по индексу заметности (прибавив при этом 73% к прошлому значению). Росту показателей способствовала новость о том, что в Краснодаре трое подростков подожгли кабину локомотива, принадлежащего компании Трансойл.

В свою очередь, оператор ОТЛК ЕРА поднялся на 4 позиции по количеству упоминаний (+72%). Компания переместилась на 4 строчки вверх по индексу заметности (рост показателя составил 3,3 раза) и на 5 мест вверх по охвату аудитории (+48%). ОТЛК ЕРА упоминалась в контексте проведения VI Международного юношеского футбольного турнира UTLC CUP. Кроме того, оператор рассказал о том, что в I полугодии 2024 года он нарастил объем транзитных ж/д перевозок контейнеров между КНР и Европой в 1,6 раза.

Русагротранс сохранил за собой 6 позицию в рейтинге упоминаемости (+35%), переместился на 3 строчки вверх по уровню заметности (+72%), а также поднялся на 5 мест по охвату аудитории (рост в 3,2 раза). Компания упоминалась в контексте корпоративных новостей «Деметра-Холдинга», в состав которого она входит, включая консолидацию холдингом компании «Нефрит» и учреждение ООО «Орловский зерновой терминал». Кроме этого, Русагротранс упоминался в ежемесячной статистике железнодорожных отгрузок пшеницы в течение квартала.

Кроме этого, Газпромтранс по сравнению с II кварталом поднялся на 2 позиции по количеству упоминаний (+57%), переместился на одну строчку вверх по индексу заметности (+26%), но потерял 3 места по охвату аудитории (-49%). На рост показателей повлияли упоминания проекта подготовки кадров для транспортной отрасли на Ямале, который реализуется в партнерстве с ямальским филиалом ООО «Газпромтранс». Также стало известно, что Сабир Дусабалиев (слесарь 6 разряда по ремонту подвижного состава ООО «Газпромтранс», КПРФ) стал кандидатом на довыборах в Думу Астраханской области.

Оператор «Евросиб СПб-ТС» прибавил 169% к упоминаемости прошлого квартала, переместившись на 2 позиции вверх. Компания сохранила за собой 18 строчку в рейтинге по заметности (+129% к предыдущему значению), но опустилась на 7 мест по охвату аудитории (-92%). Президент АО «Евросиб СПб-ТС» Дмитрий Никитин рассказал о реконструкции железнодорожной станции Угловая и развитии транспортно-логистического комплекса «Сухой порт».

В рейтинге по заметности ФГК переместилась с 9 на 6 позицию, но при этом показатель вырос в 2,8 раза. Компания также сохранила за собой 7 строчку по упоминаемости (+34%) и вошла в топ-3 лидеров по охвату аудитории (-2%). Рост индекса заметности связан с такими новостями, как запуск ФГК сервиса перевозок удобрений в специализированных контейнерах, а также предоставление 800 платформ под вывоз импортных контейнеров из портов Приморья.

В рейтинге по охвату аудитории существенный рост продемонстрировал оператор НПК ОВК, который поднялся на 7 позиций (рост показателя составил 4,2 раза). Но компания потеряла 1 строчку в рейтинге упоминаний (-12%) и 2 место по индексу заметности (-24%). Рост охвата аудитории НПК ОВК обеспечили упоминания выступления генерального директора структур ПАО «НПК ОВК» и ООО «Универсальная логистика» Ирины Ольховской в рамках деловой программы Восточного экономического форума, где она рассказала о перспективах использования инновационного подвижного состава и других актуальных вопросах отрасли. 

Ряд операторов показал внушительный прирост позиций по охвату аудитории и уровню заметности, но по количеству упоминаний (до 23 публикаций) заняли последние позиции в рейтинге. Например, «Логопер» прибавил 9 мест по уровню заметности, но сократил количество материалов с 28 до 23. Рост заметности оператору обеспечило интервью «Ведомостям» гендиректора и владельца «Логопера» Александра Кахидзе. Другой оператор, ППО, показал «взрывной» скачок охвата и уровня заметности на фоне роста с двух до девяти публикаций в отчетном периоде. «Модум-Транс» увеличил индекс заметности в 3,5 раза, продемонстрировал рост охвата в 34 раза, но сократил количество публикаций с 23 до 22. «БалтТрансСервис» нарастил количество публикаций с 2 до 17, за счет чего значительно увеличились показатели заметности и охвата по сравнению с прошлым кварталом.

Значительно снизили свои результаты в медиарейтингах «Совфрахт» (компания опустилась на 4 строчки по количеству упоминаний, на 6 мест по индексу заметности, на 9 позиций по охвату аудитории), «СГ-транс» (потеряла по 5 строчек в каждом рейтинге), «Атлант» (опустился на 2 места по упоминаниям, на 3 позиции по индексу заметности и на 3 строчки по охвату), ХК «Новотранс» (минус 1 место по упоминаниям, минус 3 позиции по заметности, минус 1 строчка по охвату), «НефтеТрансСервис» (потерял 7 мест по охвату, 1 строчку по упоминаниям, но прибавил 3 позиции в рейтинге по заметности).

Главные темы публикаций:

1.    Значительное внимание СМИ было приковано к теме строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом, которая также оказывает влияние на рынок грузоперевозок. Сообщалось, что проект ВСМ до Петербурга признан самоокупаемым. Правительство России приняло решение профинансировать инвестпроект ВСМ за счет средств Фонда национального благосостояния. В проект будет привлечено 300 млрд рублей по ставке не более 1% годовых. Было подписано концессионное соглашение о реализации проекта, а строительство может начаться уже в 2024 году. Москва выделит более 34 млрд рублей на проект.

2.    По итогам I полугодия 2024 года погрузка на сети РЖД составила 600,3 млн тонн, что на 3% ниже аналогичного периода 2023-го. Во все месяцы I полугодия 2024 года наблюдалось снижение погрузки к уровню 2023-го. Погрузка на сети РЖД за январь – август 2024 года, по оперативным данным, снизилась на 3,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 795,2 млн тонн.

3.    По словам президента России Владимира Путина, Восточный полигон РЖД будет развиваться из-за роста товарооборота с Азией. Глава государства отметил необходимость развивать железнодорожное сообщение в Сибири и на Дальнем Востоке.

4.    В теме крупных инфраструктурных проектов сообщалось о таких новостях, как открытие холдингом РЖД движения по новому подходу к Мурманскому транспортному узлу. Также было принято решение построить железнодорожный мост между Амурской областью и Китаем на частные средства. Кроме того, как заявил в рамках ВЭФ-2024 член правления ВТБ Виталий Сергейчук, за последние несколько лет банк профинансировал только проектов портовой инфраструктуры на 200 млрд рублей и заинтересован в финансировании транспортных инфраструктурных проектов по всей России.

5.    ВТБ поддержит развитие инфраструктуры «сухого порта» в Приморье. Банк увеличил поддержку проекта по созданию в г. Артем мультимодального складского комплекса и реконструкции железнодорожной станции Угловая. ВТБ заключил с ГК «Аква-Ресурсы» очередное кредитное соглашение, общий объем инвестиционного финансирования банка составит 950 млн руб.

6.    По данным Газпромбанк Лизинг, значительные списания железнодорожного парка ожидаются после 2031 года. Андрей Бочаров, начальник управления по работе с клиентами железнодорожной отрасли Газпромбанк Лизинг, сообщил, что за 8 месяцев 2024 года производство грузовых вагонов выросло на 20%. При сохранении текущих темпов по итогам года будет произведено более 70 тыс. единиц.

7.    FESCO организовала первую внутрироссийскую интермодальную отправку в рамках эксперимента по созданию Национальной цифровой транспортно-логистической платформы. Также транспортная группа запустила контейнерный поезд по маршруту Владивосток – Тольятти, сервис FESCO Fashion для поставок товаров индустрии моды из Азии в Россию и другие логистические сервисы.

8.    ВТБ приобрел Первую грузовую компанию (ПГК) исходя из оценки более 200 млрд руб. с учетом долга. Новым гендиректором ПГК стал Олег Романов.

9.    Премьер-министр РФ Михаил Мишустин сменил руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдора). Алексей Дружинин освобожден от этой должности по собственной просьбе, вместо него назначен Александр Сахаров из РЖД.

10. РЖД намерены резко поднять тарифы на грузоперевозки в 2025 году. Речь идет об индексации на 17,2% для финансирования минимально необходимой, по мнению монополии, инвестпрограммы компании в 1,1 трлн руб., либо на 22,7% для обеспечения 1,8 трлн руб. инвестиций. Также монополия предлагает перейти на принцип индексации тарифа не по потребительской, а по промышленной инфляции, добавив к этому показателю учет долговой нагрузки.

СКАН-Интерфакс – это система, предназначенная для комплексного решения задач в сфере управления репутацией и анализа эффективности PR. Платформа собирает и анализирует новости о компаниях, персонах и брендах из СМИ, соцмедиа и официальных источников.

Упоминания в СМИ – общее количество упоминаний компании в средствах массовой информации за определенный период. 

Индекс заметности – специальный индекс, разработанный проектом СКАН. Основными критериями являются влиятельность источника и роль компании в новости. 

Охват аудитории – среднесуточный показатель потенциальной аудитории СМИ на дату публикации.

Методика

Рейтинги построены на основе базы СМИ системы «СКАН», которая включает на данный момент более 75 тыс. СМИ: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и интернет-СМИ.

Период исследования: июль – сентябрь 2024 года.

При составлении рейтинга учитывались все доступные для анализа в базе СМИ «СКАН» российские федеральные, региональные и зарубежные СМИ. 

Статистические данные, указанные в рейтинге, актуальны на дату публикации. 

Авторы заранее признательны за любые дополнения и уточнения, которые можно направить электронной почтой по адресу: marketing@scan-interfax.ru

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions