Вторым драйвером развития весоизмерительных систем для транспортной отрасли стали значительные суммы штрафов, которые поступают в адрес законопослушных компаний-собственников техники по результатам измерений в пунктах автоматического весогабаритного контроля. В некоторых случаях штраф за один рейс может доходить до 400–500 тыс. рублей. И он не всегда обоснован – дорожная система может быть не откалибрована или своевременно не поверена, измерения могут производиться без учета значительной колейности, что увеличивает погрешность измерений. Пока «юридического инструмента» опротестовывать подобные штрафные «письма счастья» нет.
«У нас появился запрос от крупного заказчика – представителя ритейла, оплачивающего штрафы десятками миллионов рублей в месяц. Учитывая предпосылки, мы начали развитие проекта по разработке бортовой системы взвешивания и определения нагрузки на ось для грузового автотранспорта – рассказал С. Матвеев. – Система совершенствовалась почти 5 лет, и мы задумались, не перенести ли полученный опыт и знания на железнодорожную отрасль».
Вагоностроителям тоже интересно
Изучение проблематики аварийности из-за критических неисправностей кузова и рамы подвижного состава так же указывало на неправильное выполнение погрузочно-разгрузочных операций и, как следствие, неравномерное распределение груза и перегруз, неверное управление тормозами. Методом математического моделирования были найдены основные зоны деформации элементов конструкции колесной пары, подобраны соответствующие тензометрические датчики. Созданная встраиваемая система мониторинга позволяет контролировать общий вес грузового вагона (брутто), вес груза (нетто), определять нагрузку по отдельным осям колесных пар. Иными словами, фиксировать неравномерность распределения груза по вагону, перегруз, и, в конечном итоге, исключить соответствующие возможные штрафы, а также предотвратить преждевременные поломки отдельных элементов и аварийные ситуации.
«Автономная система формирует отчеты и отправляет на сервер мониторинга информационные данные о весовых нагрузках, которые сопровождают тот или иной рейс на том или ином подвижном составе. Измерительный датчик может эксплуатироваться почти в 5 раз дольше, чем на грузовом автотранспорте, в сложных условиях от -50°C до +85°C», – добавил С. Матвеев.
Участники рынка перевозок отметили, что система должна хорошо встроиться в уже существующую программу по модернизации подвижного состава.
«В 2021–2022 году было разработано техническое задание на «Цифровой грузовой вагон». Система была утверждена РЖД и интегрирована в комплекс «Цифровая железная дорога». Сейчас «Уралвагонзавод» и «УК РМ Рейл» проводят апробацию таких умных вагонов, и система определения нагрузки на оси колесной пары грузовых вагонов сможет хорошо консолидироваться с имеющимися проектами», – отметил исполнительный директор союза «Объединение вагоностроителей» Евгений Семенов.