Как рассказал представитель одной из строительных компаний, проблема кроется в сложившейся на рынке ситуации, когда победителем конкурсов на подряды становятся крупные компании, часто приближенные к заказчику, которые после победы в тендере оставляют себе сметную прибыль, а на оставшиеся деньги нанимают более мелких подрядчиков, которые, в свою очередь, тоже могут повторять этот прием по отношению к субподрядчикам. В результате, исполнителем работ оказываются мелкие фирмы, без необходимого набора компетенций, оборудования и персонала, которые часто не способны качественно проводить строительные работы в условиях Восточной Сибири.
Председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин предполагает, что заявление министра связано как с невыполнением необходимых объектов работ в рамках ДПР РЖД, так и в положительном опыте строительства обхода вокруг Украины, который строился силами Желдорвойск в 2015-17 гг. «Скорее всего, военные решили поучаствовать в освоении бюджетных средств, - поделился эксперт своим мнением. – Ведь речь идет о выполнении работ в рамках госфинансирования. А формулировка «вне численности Вооруженных сил» говорит о том, что к работе вряд ли будут привлекаться срочники, потому что заказчик хочет на выходе получить хорошее качество работ».
Свет на сложившуюся ситуацию проливает преобразование бывшего Спецстроя России в Военно-строительную компанию, находящуюся в рамках Министерства обороны, указ о создании которой президент РФ подписал 18 октября этого года. В документе отмечается, что новая публично-правовая компания создается в целях «обеспечения защиты государственных интересов при организации осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов военной и социальной инфраструктуры». Комментируя ее создание, заместитель министра обороны Тимур Иванов заявлял, что она создается для получения прибыли в интересах армии, для повышения прозрачности расходования средств и избавления процесса строительства от недобросовестных посредников.
Источник редакции в строительной индустрии рассказал, что появление нового игрока на рынке освоения бюджетных средств при строительстве объектов государственного заказа, свидетельствует о грядущем переформатировании рынка под формирующуюся в стране систему государственного капитализма.
Из плюсов появления подобного игрока он назвал повышение исполнительской дисциплины в ходе строительства, в том числе и в вопросе исполнения сроков и расходования средств. В качестве минусов перевода строительства на военные рельсы, является отход от рыночных механизмов функционирования экономики с переходом к административно-бюрократическим методам. В отдельных случаях это может быть эффективным, но в более долгосрочной перспективе такой подход приведет к уходы с рынка независимых компаний и, соответственно, к стагнации отрасли. Кроме того, доминирование в экономике военизированных практик показывает неспособность правительства к выстраиванию эффективных гражданских практик управления.
Собеседник редакции, служивший ранее в Железнодорожных войсках, положительно отозвался о возвращении военных на строительство железных дорог. «БАМ и так во многом построен военными, - рассказал он. – Работа на реальных объектах в реальном времени послужит хорошую школу для военнослужащих железнодорожных войск, которым сегодня часто не хватает практики». Он, в частности, припомнил, что строительство 120-ти километрового обхода вокруг Украины, который вели военные, выявил недостатки в подготовке военнослужащих, а также качестве тылового обеспечения во время строительства.
Генеральный директор Института развития транспортных систем Александр Синев оценил возможность завершения реконструкции Восточного полигона с участием военных как возможную форму госучастия в строительстве инфраструктуры. «Участие государства в строительстве объектов инфраструктуры это общемировая практика, - прокомментировал он. – Например, в Германии недавно принята программа строительства и реконструкции железных дорог в объемах 500 млрд евро за счет бюджета. Поэтому оказание со стороны Российской Федерации такой опосредованной помощи ОАО «РЖД» это абсолютно нормально. Нашей транспортной системе необходимо преодолеть разрыв между ростом грузооборота и сокращением расходов на инфраструктуру».
Конечно, хотелось бы надеяться, что планы по «милитаризации» процесса реконструкции БАМа принесли положительный эффект, но, учитывая исторический опыт России, информация по новом появлении на стройке военных напоминает советскую триаду, с помощью которой во времена СССР осуществлялось строительство инфраструктуры: заключенные, военные, комсмольцы-добровольцы. Тем более, что некоторое время назад в общественное пространство попадала информация ФСИН о проработке вопроса участия заключенных при строительстве ВСМ Москва – Казань, которая впоследствии была опровергнута в ОАО «РЖД» и в самой ФСИН. До заключенных и добровольно-принудительных поездок молодежи на стройки пятилеток дела еще не дошло. А вот военные строили объекты и в истории новой России. Как с положительным результатом, в случае железнодорожного обхода Украины, так и негативным, на космодроме «Восточный».
Остается надеяться, что люди, принимающие решения, предусмотрели все. И «милитаризация» строительства будет применена только на конкретных ограниченных участках, а не в масштабах отрасли, что может привести в перспективе к ее исчезновению как рыночного института.