«Если в начале месяца перевозчик принимает решение об отклонении заявки, а погрузка и перевозка намечена на конец месяца, то возникает вопрос – почему была отклонена заявка? Ведь в столь длительный период ситуация на железной дороге могла поменяться. Что касается использования, казалось бы, такой умной и полезной системы, то ее решения перевозчику в судебном процессе придется подтвердить первичными перевозочными документами – предполагается выгрузка анализа занятости сети, подтверждающая дефицит инфраструктуры в тот период», – подчеркнула И. Буцаленко.
Таким образом, при реализации процесса согласования заявок на перевозку грузов и запросов-уведомлений в суде перевозчик обязан подтвердить первичными документами обоснованность отклонения заявок и запросов-уведомлений по причине отсутствия технической и технологической возможности.
Что касается отклонения заявки на этапе согласования СКПП, заявленный грузоотправителем объем отгрузки не может быть отправлен без согласования СКПП с перевозчиком – это требования регламента сквозного бизнес-процесса формирования и исполнения СКПП.
«Но встречается практика – да, она немногочисленная – когда суды считают: если заявка ранее была согласована, а затем перевозчик отказывает в перевозке на этапе согласования СКПП, при этом объем СКПП соответствовал ранее утвержденной заявке, то такое решение является необоснованным и неправомерным, и суды все-таки склоняются к тому, что СКПП носит уведомительный характер», – добавила И. Буцаленко.
Таким образом, отказ в перевозке на стадии согласования СКПП неправомерен, что соответствует принципу взаимного содействия сторон в исполнении обязательств (п. 3 ст. 307 ГК РФ).