Позиция Минтранса
В настоящее время порядка 80% происшествий происходит при проезде на запрещающий сигнал светофора и условный объезд шлагбаума, проинформировал замдиректора департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса РФ Константин Григорьев.
Повлиять на проблему отчасти может дальнейшее оснащение переездов техническими средствами. Как известно, объекты делятся на 4 категории, исходя из интенсивности движения автомобилей. Переезды, относящиеся к 4-й группе, характеризуются достаточно низким трафиком, и они меньше всего оснащены средствами видеофиксации, автоматическими шлагбаумами и т. п., однако там часто происходят ДТП, обращает внимание К. Григорьев.
Оснащать переезды соответствующим оборудованием – это обязанность собственника инфраструктуры, что прописано в ФЗ «Об автомобильном транспорте», напомнил он.
«РЖД должны быть заинтересованы в снижении транспортных происшествий на переездах. Потому что помимо того, что это вред жизни и здоровью людей, [возможный ущерб] для экологии, это повреждение подвижного состава и инфраструктуры. Тем самым это влечет расходы РЖД», – делает вывод К. Григорьев.
Одновременно предлагается ужесточить ответственность для водителей, по вине которых произошло столкновение с поездом. Согласно административному кодексу штраф за выезд на переезд в нарушение правил был увеличен до 5 тыс. руб. В качестве иного наказания может быть предусмотрено лишение прав на срок до 1 года.
Но, как признал представитель Минтранса, это не повлияло серьезным образом на ситуацию. Поэтому сейчас изучается вопрос по увеличению штрафа до 25 тыс. руб. с одновременным лишением прав на 1 год.
Кроме того, рассматривается возможность внесения изменений в ст. 264 УК РФ о привлечении к суду водителей, по вине которых произошли тяжкие последствия на переезде.
«Мы, и нас поддержала Генпрокуратура, работаем над тем, чтобы независимо от наступления тяжкого последствия при столкновении с железнодорожным составом наступала уголовная ответственность», – сказал К. Григорьев.
Позиция РЖД
Рассматривать железнодорожный переезд исключительно как объект РЖД в корне не верно, считает заместитель гендиректора компании – начальник департамента безопасности движения Шевкет Шайдуллин.
«Все-таки есть требование федеральных законов, решения правительства, и есть ответственное лицо, которое формирует безопасность движения – это МВД. На сегодня, рассматривая ситуацию с учетом обязательных требований, с выработкой индикатора нарушений на этом объекте контроля, работа идет очень слабо», – подчеркнул он.
По его словам, в текущем году не было ни одного случая, приведшего к ДТП, где были претензии к техническим обустройствам переезда или действиям персонала РЖД. Все они обусловлены нарушением правил дорожного движения.
«Значит, вопрос возникает о работе тех центров ответственности, которые сформированы на муниципальном, региональном уровне… Даже установив [везде] соответствующие видеорегистраторы, на мой взгляд, решения проблемы не получится. Здесь нужно действительно найти те решения, которые приняты Генпрокуратурой, в части активизации ответственных органов МВД. Плюс, естественно, повышать ответственность водителя как ответственного за последствия этого риска лица», – предлагает Ш. Шайдуллин.
По его мнению, переезд стоит рассматривать не как техническое средство, а объект контроля.
«Соглашусь, что нет причин ДТП вследствие плохой инфраструктуры со стороны Российских железных дорог. Здесь речь идет о комплексной работе по профилактике совершения правонарушений, чем занимаются контрольно-надзорные органы», – отметил начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства на транспорте и в таможенной сфере Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Константин Акименко.
При этом, добавил он, переезды следует продолжать оснащать необходимыми средствами видеонаблюдения, в том числе по линии программы «Безопасный город».