Последний год активно говорится о развитии туров по Байкало-Амурской магистрали, и сделаны определенные шаги.
«Даже сейчас, несмотря на продолжающееся обсуждение, конструирование этих маршрутов, уже есть локально точки, куда вы можете приехать и получить конкретный туристический продукт в виде экскурсий по отдельным городам, локациям в зоне БАМа. Есть прекрасные станции, которые почти все являются произведениями искусствами, о которых надо знать, есть активные природные туры», – рассказала первый замминистра экономического развития и внешних связей Амурской области Екатерина Киреева.
Однако в регионах, где проходит Байкало-Амурская магистраль, с достопримечательностями, которые могут посетить массово туристы, ситуация складывается разная. К примеру, в Иркутской области можно съездить на Братскую ГЭС, посмотреть в Усть-Куте порт Осетрово, но в других районах БАМа необходимо еще продумать привлекательные для посещений места.
Как отметил генеральный директор «Тайга Х-тур» Роман Шабанов, участок железной дороги от Нового Ургала до Тынды достаточно протяженный, но на расположенных промежуточных станциях смотреть особо нечего. Компания, возившая группу туристов, разнообразила поездку тем, что договорилась с администрацией Норского заповедника и свозила туда путешественников.
Даже в Тынде, где местный вокзал является визитной карточкой БАМа, есть музей истории строительства Байкало-Амурской магистрали, нужно продумать гостевую программу, чтобы подчеркнуть уникальность этих мест.
Определенной изюминкой может стать посещение крупных предприятий. По словам ведущего эксперта министерства туризма Хабаровского края Полины Ушаковой, интерес к промышленному туризму сегодня переживает подъем.
К примеру, в районе ст. Чегдомын действует угледобывающее предприятие, немало заводов, включая авиационный, расположено в Комсомольске-на-Амуре. «Людям интересно было бы авиазавод посетить, но есть определенные рамки. Переговоры ведутся, но чем закончатся, обещать не могу. Промышленный – новая отрасль туризма», – говорит эксперт.
Надежда на инфраструктуру
Основная проблема при организации туров на участках БАМа связана с доступностью автодорог и других коммуникаций, рассказал заместитель начальника Дальневосточной железной дороги – начальник службы пассажирских перевозок Сергей Фомичев. На 75% протяженности трассы от Тынды до Комсомольска нет мобильной связи. Кроме того, после распада Советского Союза немало поселков вдоль БАМа пришло в упадок. «Страшно видеть, забитые окна, разрушенные дома», – сетует замначальника ДВЖД, возлагая надежду на дальнейшую реконструкцию БАМа, за которой последует оживление в социальной сфере.
При этом по программе модернизации Восточного полигона строятся вторые пути, и, как ожидается, притрассовые автодороги, которые сейчас служат строителям для подвоза техники и стройматериалов, будут сохранены и получат развитие. Тогда возможности охватить интересные места в зоне БАМа у туроператоров будут гораздо шире.
В свою очередь, на Дальневосточной дороге с 2018 года обновлено более 300 пассажирских вагонов из 800 парка приписки, в том числе в этом году – 113. Ожидается также ротация по локомотивной тяге, проинформировал С. Фомичев.
По мнению Е. Киреевой, организовать сквозной тур по БАМу пока сложная история, целесообразно начинать с менее масштабных маршрутов, постепенно кооперируя их возможности.