+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.04.2025 13:31:27
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

На обломках трагедии: Греция строит новую железную дорогу

Правительство Греции анонсировало масштабную реформу национальной железнодорожной системы, в центре которой – безопасность, цифровизация и восстановление доверия пассажиров. Эти меры стали ответом на трагедию в Темпи в феврале 2023 года, где в результате лобового столкновения пассажирского и грузового поездов погибли 57 человек, ставшей самой масштабной железнодорожной катастрофой в истории современной Греции. Инцидент высветил системные сбои – от отсутствия базовых технологий безопасности до кадрового дефицита и изношенной инфраструктуры.
На обломках трагедии: Греция строит новую железную дорогу
Темпи как точка невозврата

Авария в Темпи всколыхнула всю страну, вызвав не только массовые протесты, но и общественный запрос на глубокую трансформацию железнодорожного сектора. До инцидента система сигнализации на 70% линий была устаревшей или полностью неработающей. По данным Европейского агентства по железным дорогам (ERA), в 2022 году уровень автоматизации греческой сети был одним из самых низких в ЕС, а средний возраст оборудования превышал 30 лет. Катастрофа выявила отсутствие системы автоматического торможения, отсутствующие цифровые диспетчерские платформы и слабый контроль за квалификацией персонала. Проблемы копились годами, а сигналы от профсоюзов и технических служб оставались без должной реакции.

Стратегия «перезагрузки»: ставка на интеграцию, технологии и кадры

Правительство Кириакоса Мицотакиса предлагает радикальный перезапуск системы: слияние трех ключевых компаний – OSE (инфраструктура), ERGOSE (инжиниринг) и GAIAOSE (имущество и подвижной состав) – в единую структуру под управлением по модели частного сектора. Предполагается создание новой организации по аналогии с реформированной энергетической компанией PPC, которая в 2019 году находилась на грани банкротства, а сегодня показывает устойчивую прибыль и рост на рынке Юго-Восточной Европы. Цель – не просто восстановление, а формирование современной, эффективной и безопасной железнодорожной системы, ориентированной на пассажира.

Модернизация будет сопровождаться внедрением ключевых технологических решений: вдоль главной оси железнодорожного сообщения страны будет полностью установлена Европейская система управления движением поездов (ETCS) с функцией автоматического торможения при превышении скорости или нарушении сигнализации. Уже проведены успешные испытания на линии Оинои – Титорея, а к концу 2025 года система должна охватить весь магистральный подвижной состав.

Кроме того, создается Единый центр мониторинга движения поездов, оснащенный системой точного позиционирования с минимальной погрешностью – в пределах нескольких сантиметров, в отличие от традиционного GPS, где отклонение может достигать 15 метров. Это решение позволит в режиме реального времени выявлять потенциальные угрозы на маршруте и предотвращать столкновения, включая на участках с двухпутным движением.

Railway.gov.gr и цифровая прозрачность

Важным элементом реформы станет запуск платформы railway.gov.gr – открытого цифрового портала, где пассажиры смогут отслеживать передвижение поездов, проверять расписание и информировать о нарушениях. Платформа будет включать цифровой реестр инфраструктуры и подвижного состава, а также модуль оценки нарушений правил эксплуатации. Эта мера направлена на формирование новой модели доверия между государством и обществом, а также на борьбу с привычной для отрасли непрозрачностью.

Платформа будет интегрирована с системами видеонаблюдения и автоматической записи всех сообщений диспетчеров, что обеспечит полную прозрачность диспетчерского взаимодействия и создаст цифровую базу для анализа инцидентов. Это особенно важно, учитывая, что в Темпи основной причиной столкновения стала ошибка оператора и отсутствие резервной системы контроля.

Безопасность начинается с персонала

В центре реформы – люди. Новые кадровые стандарты ужесточают отбор, обучение и контроль сотрудников. При приеме на работу и в дальнейшем железнодорожники будут проходить регулярные психометрические тесты и практические занятия на симуляторах, аналогичных авиационным. Возрождается должность начальника поезда – ответственного за соблюдение регламентов в пути и оперативное реагирование на внештатные ситуации.

Система дисциплинарной ответственности станет более четкой: за первое нарушение сотрудник будет временно отстранен и направлен на переобучение; за повторное – получит ограничение в полномочиях с обязательным контролем; третье нарушение приведет к увольнению. Оценка будет зависеть от уровня риска, классифицированного по трехуровневой шкале. Также правительство предложило упростить систему найма, обходя традиционно перегруженную процедуру ASEP, и открыло двери для привлечения специалистов с международного рынка.

Реформа как ответ на кризис доверия

По данным опроса, проведенного после катастрофы в Темпи, только 27% граждан Греции выражали доверие к железнодорожной системе страны – один из самых низких показателей в Европе. Новая программа безопасности и цифровизации направлена на перелом этой тенденции. Ее реализация потребует не только технических усилий, но и институционального терпения: от принятия законопроекта до реального внедрения механизмов может пройти не менее двух лет. Однако без подобных шагов отрасль рискует потерять остатки общественного доверия.

Мицотакис подчеркивает, что «мы не можем оставить прошлое без ответа – только действия, а не слова, дадут обществу основания верить в перемены». С ним трудно не согласиться: реформы в железнодорожной отрасли сегодня – это не просто модернизация транспорта, а проверка способности государства признать системные ошибки и создать новую культуру ответственности, прозрачности и профессионализма.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions