Как сообщила председатель правления ООО «LDz Logistics» Юлия Василькова, путь на Калининград через Латвию всегда был свободен для российского транзита. Однако, например, из Китая он теперь идет мимо Литвы – через Белоруссию и Польшу. Соответственно в Литве грузопоток через порты и железнодорожный уменьшился почти на 10%. Это произошло после того, как под Черняховском открыли новый терминально-логистический центр. Он как раз и предназначен для перевалки китайских грузов, которые идут в Европу по северному ответвлению Нового шелкового пути.
Контейнеры заткнули железнодорожные пути
В Черняховске способны обслуживать до 450 тыс. TEU в год, сообщили в ИА Baltnews. Именно во столько в Литве оценивают потери от транзита. В 2020 году, по данным генерального директора компании «Оптимальная логистика» Георгия Властопуло, по ответвлению через Литву коридора Восток – Запад прошло 670 тыс. TEU.
Ожидалось, что в перспективе он мог бы достигнуть 3,5–4 млн TEU. Однако фактически в 2021 году грузопоток из КНР заметно сократился из-за решения, принятого в Поднебесной.
Напомним, что в августе 2021 года КНР отозвала посла из Литвы. Это произошло после того, как власти Вильнюса разрешили открыть в стране официальное представительство Тайваня. А теперь рвутся не только экономические, но и дипломатически связи с Китаем.
В сентябре 2021-го китайская компания China Railway Container Transport уведомила литовских партнеров о возможном прекращении грузовых перевозок в течение года.
Ранее Литва потеряла часть нефтяного транзита. А на очереди – перспектива лишиться части грузопотока калийных минудобрений от ОАО «Беларуськалий».
Через Польшу не проехать…
Сейчас узким местом на пути транзита, по данным источника в ОЖД, стала Польша. Точнее, переход Брест – Малашевиче. А если быть еще точнее, белорусская сторона своевременно подготовилась к росту транзита. Его объем небольшой – примерно три линейных морских контейнеровоза с полной загрузкой.
Понятно, что таких крупных партий на практике нет. Тем не менее рост транзита через Калининград в ОЖД оценивают в 11 раз – как раз благодаря китайским грузам. При такой динамике под них могут быть добавлены ротации фидерного флота компании Мaersk.
Однако риск для этих планов создает слабая железнодорожная инфраструктура в Польше. Из-за этого грузопотокам не протолкнуться в Калининградскую область, сообщили в группе компаний «Автотор».
Кроме того, возникли проблемы с возвратом порожних вагонов. Это затормозило и оборот контейнеров.
При этом в целом погрузка по КЖД, по оперативным данным, в сентябре 2021-го всего на 2,3% больше, чем за аналогичный месяц прошлого года. Транзит, получается, пошел. Но при этом ограничил доставку в Калининград продукции, которая там не производится.
В итоге грузы снова пошли через Литву. Однако, судя по данным заседания оперативного штаба КЖД и представителей частных компаний, на этот раз причиной затруднений стал ремонт путей Литовских железных дорог. Подобного решения стоило ожидать: если транзит решено переключить в обход Литвы, то железные дороги этой страны активизировали ремонтные окна.
…а Украина – под запретом
Наплыв грузов по Калининградскому направлению выявил слабые места и на КЖД: как выяснилось, на станциях не хватает маневровых тепловозов. Возникли проблемы с комплектованием локомотивных бригад. Клиенты жалуются на недостаток персонала на технических станциях.
Масштабы перевозок в этом направлении небольшие. Поэтому даже небольшие сбои могут привести к бросанию поездов. Как утверждают клиенты, во избежание повторения подобных событий нужно заниматься системной работой по расшивке узких мест на Калининградской железной дороге, иначе риски будут сохраняться.
Следует также заметить: ранее транзит следовал через Украину. Сообщение с этой страной не прекращалось, пока АО «Украинская железная дорога» не стало задерживать в свое временное пользование российские локомотивы, пытаясь справиться с катастрофической нехваткой магистральной тяги на своей сети.
Как следствие – ОАО «РЖД» в строну Украины с 25 сентября 2021 года (до отмены) ввело конвенцию на любые перевозки.