Наибольшие объемы перевозок зафиксированы в следующих категориях: химикаты и сода – 807 тыс. TEU, лесные грузы – 579,4 тыс. TEU, химические и минеральные удобрения – 521 тыс. TEU.
Всего за прошлый год в контейнерах было перевезено 82,6 млн тонн различных товаров, что на 8,5% больше, чем в 2023 году.
Если же брать погрузку грузов в контейнерах на сети, то здесь результат получается скромнее: грузы в контейнерах составили 50,75 млн т. И это всего лишь +1,6% к 2023 году.
Успехи и сложности
Ближе к концу года, в октябре и ноябре, по сети РЖД везли меньше контейнеров, чем было в те же месяцы в 2023 году. Железнодорожный перевозчик во многом сам задал тренд на снижение погрузки, сосредоточившись на борьбе с «лишним» парком и инфраструктурными барьерами.
«Постоянно возникали проблемы с отправкой импортных контейнеров из российских портов Дальнего Востока и с ж/д погранпереходов в Центральный и другие регионы России по железной дороге», – подчеркнул директор направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрий Суховерша.
«К концу года главной проблемой при доставке груза в контейнерах стали сроки этой доставки. Особенно сложная ситуация была на Дальнем Востоке, где несмотря на новые маршруты доставки и альтернативные способы (доставка в полувагонах) ситуация сильно не улучшилась. Говоря про прямую доставку по железной дороге, можно тоже отметить, что к началу зимы наладилась ситуация с отгрузкой товара в Китае, но основной проблемой остается ситуация с бросанием поездов в России и ожиданием, когда их примут на станциях», – подчеркнул Алексей Каналин, заместитель генерального директора «ТРАСКО» по авиа- и мультимодальным перевозкам.Эту же тенденцию также отметил директор по логистике ГК «ЕТЕ» Евгений Школьный.
«Что касается перевозок на сети РЖД, то в этом году грузооборот серьезно вырос. В первую очередь это связано с геополитическими факторами: перетеканием грузопотока на Азиатский рынок и ростом перевозок через Дальний Восток, – говорит эксперт. – Увеличение грузопотока переносится крайне сложно из-за проблем с инфраструктурой. Во многих местах система не справляется, что вызывает серьезные задержки по транзитным срокам».
Таким образом, в ноябре 2024 года объем контейнерного рынка России составил 536 тыс. TEU, что лишь на 0,2% больше показателя ноября 2023 года, сообщали в FESCO.
2025–2030 гг.
К 2030 году РЖД планируют увеличение контейнерных перевозок на треть – до 10 млн TEU. Эксперты в своих прогнозах относительно даже ближайшего периода – на 2025 год – реагируют по-разному: кто-то сдержанно, кто-то – с позитивом смотрит в будущее.
«Глобальных изменений не предвидится, рынок контейнерных перевозок приспосабливается ко всему. В 2025 году можно прогнозировать сохранение профицита контейнерного оборудования в центральной части России на уровне 2024 года и незначительное улучшение ситуации с вывозом грузов из портов Дальнего Востока благодаря реализации инвестпрограммы развития Восточного полигона, – отмечает директор по экспортным перевозкам ModernWay Игорь Остриков. – Ставка на пользование контейнерами с середины 2024 года превысила $2000 за один 40НС, и тенденции к ее снижению пока не наблюдается. Покупка оборудования становится выгодной только для имеющих свой подвижной состав крупных операторов, которые могут нивелировать возможное уменьшение ставки за пользование контейнерами ставкой на экспедирование перевозки грузов железнодорожным транспортом по широкой колее 1520».
«Мы, как участники рынка грузоперевозок, очень надеемся на улучшение инфраструктуры. Мы ожидаем, что Дальневосточный полигон сможет перерабатывать больше груза, идущего по железной дороге. Скорее всего, в следующем году мы увидим рост железнодорожных перевозок. В 2025 году увеличение грузопотока можно ждать в Новороссийске, так как южное направление будет развиваться из-за недостаточной проходимости по другим маршрутам», – добавляет Е. Школьный.
«Контейнерные перевозки по сети РЖД в 2025 году могут превысить 8,2–8,3 млн TEU. Экспорт и транзит станут основными драйверами роста. Продолжится рост перевозок высокодоходной продукции: химические и минеральные удобрения, химикаты и сода, лесные грузы, метизы, продовольствие, строительные материалы и товары народного потребления. Сохраняющаяся слабость рубля может улучшить конкурентоспособность российских товаров на внешних рынках, что поддержит спрос на контейнерные перевозки, – подчеркивает советник генерального директора Южно-Кавказской железной дороги по стратегическому развитию и проектной деятельности, к. э. н. Алексей Лерон. – В 2025 году контейнерные перевозки по сети РЖД сохранят восходящую динамику. Успех будет зависеть от решения инфраструктурных ограничений, адаптации к новым рынкам и укрепления логистической цепочки. РЖД продолжат работать над цифровизацией и интеграцией мультимодальных маршрутов, чтобы справиться с растущими объемами и потребностями клиентов».