О том, какие меры намечено принять, рассказал РЖД-Партнер: тема касается увеличения часовых тарифных ставок машинистов и помощников машинистов – как дирекции тяги (+20%), так и дирекции скоростного сообщения и Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава (+15%). Также принято решение об увеличении ряда других льгот. В частности, при приеме машинистов и помощников машинистов будут выплачиваться подъемные в размере 150 тыс. руб. Всего перечисленные меры затронут более 130 тысяч человек.
Меры принимаются не случайно: РЖД-Партнер сообщал о проблеме нехватки машинистов и работников ряда других специальностей на сети. В холдинге создана горячая линия по вопросам трудоустройства и карьерный портал РЖД. По ним видно, что горячего желания работать машинистами на сети нет. Особенно в тех регионах, где имеется альтернатива и хорошие зарплаты на предприятиях других отраслей российской экономики, развитию которых сейчас отдается приоритет.
Вопрос непростой и связанные с ним риски
Вопрос о машинистах создает дополнительные риски для перевозчика. Увеличение среднего расстояния перевозок грузов заставило его удлинить и плечи обслуживания локомотивными бригадами. А это привело к переработкам.
Если ранее с переработками боролся РОСПРОФЖЕЛ, то сейчас к вопросам все чаще подключается прокуратура. В частности, в ходе надзорных мероприятий вскрыто более 1,3 тыс. случаев превышения предельной 12-часовой рабочей смены машинистов и их помощников в эксплуатационном локомотивном депо Хабаровск-2. Аналогичные факты выявлены и в других локомотивных депо, о чем транспортными прокурорами внесены представления причастным руководителям.
В результате был установлен запрет на отправку бригад, имеющих максимальный уровень сверхурочной работы, для обеспечения ритмичности грузоперевозок прикомандировано более 400 работников дирекции тяги.
Понятно, что переработки локомотивных бригад негативно влияют на безопасность перевозок. Нюанс тут в том, что для обеспечения нормального ритма труда и отдыха требуется, как видим, больше персонала.
Переработки – с одной стороны, от желания работников обеспечить требуемый семьям железнодорожников уровень доходов. А с другой – это еще и попытки работодателя заткнуть бреши с дефицитом машинистов.
Однако такой подход ведет к дальнейшему накоплению отгулов у локомотивных бригад, что создает новые сложности с формированием графиков выхода в рейсы. Это – по сути тупик, как отмечали в дорожных профсоюзах, который упирается прежде всего в систему оплаты труда локомотивных бригад.
Инфляция догоняет
Все это показывает, что уровень индексации, которая проведена на РЖД, не удовлетворяет персонал. Да и отзывы читателей свидетельствуют о том же: из того, как развиваются события, можно предположить, что отток персонала в местной работе продолжается. И можно даже предположить: данный процесс не только не ослабевает, а наоборот – усилился.
Тот факт, что вместо комплексных мер принимается череда точечных решений, указывает и на некие панические настроения топ-менеджмента холдинга. Все это походит на латание тришкина кафтана.
Тем не менее ход событий показывает общее направление – на РЖД так или иначе придется выводить тему оплаты труда персоналу на другой уровень. Логично предположить, что решения придется принимать и по другим профессиям, влияющим на движенческую работу.
При опросах клиенты все чаще говорят о том, что многие станции на сети становятся малолюдными. И не потому, что там внедряют малолюдные технологии. А просто из-за нехватки персонала на местах. Распространена практика совмещения зон обслуживания с выходом на участки по очереди (по расписанию). Так работают приемосдатчики, осмотрщики вагонов, ремонтники, что в конечном итоге негативно сказывается на объемах принятия груженых вагонов на сеть и ухудшает оборот подвижного состава.
РЖД-Партнер ранее писал, что, по экспертным оценкам, на железнодорожной сети дефицит кадров в 2024 году увеличился на 30% по сравнению с уровнем 2023 года. Например, на предприятиях железнодорожного транспорта на 30% может не хватать монтеров пути. Есть существенная нехватка в регионах составителей поездов, машинистов, слесарей по ремонту, диспетчеров и приемосдатчиков. По ряду позиций в сфере массовых профессий эксперты оценивают ситуацию как еще более сложную.
Все это означает подвижки в необходимости принятия холдингом системных решений по поводу оплаты труда персоналу. И это содержит в себе дополнительные риски для клиентов: им следует ожидать, что увеличение своих затрат перевозчик постарается переложить прежде всего на грузоотправителей. Им придется ожидать увеличения тарифной нагрузки.
Не случайно в правительстве РФ обсуждают, каким именно должен быть размер индексации тарифов на железнодорожные грузовые перевозки. Минтранс и Минэкономразвития обсуждают разные варианты. По одному из них тарифы с 1 января 2025 года могут поднять сразу на 22,7%.