На них – заваленные на бок новые (со свежей краской) платформы и разбросанные на большой территории пиломатериалы, колесные пары и сломанные литые детали тележек вагонов. Можно предположить, что в данном случае причина случившегося – явно в состоянии пути, а не подвижного состава. Последствия столь тяжкие, что на место крушения были отправлены восстановительные поезда с двух станций (Ужур и Ачинск-2).
14 июня сошли с рельсов два вагона с сухими строительными смесями около ст. Круторожино, сообщило Центральное межрегиональное следственное управление на транспорте СК РФ. Из того же источника стало известно, что в конце мая на ст. Оренбург сошли с рельсов четыре вагона во время выполнения маневровых работ по формированию грузового поезда (два с цементом и два порожних).
Ранее, в мае, потерпели крушение 10 вагонов со свекольным жмыхом на ст. Сычевка. И судя по запросу Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, одна из версий происшествия – в качестве железнодорожных путей, поскольку при расследовании были запрошены данные по поводу проведенных их обследований.
По данным Уральской транспортной прокуратуры, 5 мая на перегоне Курья – Химград сошли с рельсов 12 вагонов с олеумом и минудобрениями.
Подчеркнем, что указанные инциденты были зафиксированы в зоне ответственности перевозчика.
Проблема не в колесе, а в рельсе…
Как следует из данных Госжелдорнадзора по итогам за 4 месяца текущего года, 55,3% причин крушений подвижного состава так или иначе было связано с нарушениями в текущем состоянии пути.
Например, февральское крушение поезда из 68 вагонов на перегоне Чайковская – Григорьевская произошло из-за излома рельса в изолирующем стыке. Из отчета транспортной прокуратуры следует, что в результате сошли с рельсов 18 вагонов с углем, из которых 17 отправили в утиль (повреждены до степени исключения из инвентаря).
Было искорежено 250 м железнодорожного пути. Был допущен перерыв в движении поездов более чем на 15 ч. По материалам расследования работник Верещагинской дистанции пути Свердловской дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» привлечен к ответственности.
А вот на ту же тему более свежий пример. В начале мая с рельсов сошли на перегоне Абдуллино – Дема (КбшЖД) семь цистерн и один порожний вагон. предположительно из-за неважного состояния пути. По предварительным данным, произошел сбой в работе стрелочного перевода.
Смертельные маневры
29,6% причин происшествий на сети отнесены к категории нарушений в маневровой работе перевозчиком. На эту тему можно привести такие случаи.
В начале февраля текущего года на ст. Одинцово, на стрелочном переводе, машинист электропоезда проехал на красный свет и столкнулся на стрелочном переводе с тепловозом ЧМЭЗ № 1499.
Также в начале февраля на ст. Люблино-Сортировочное при маневрах тепловоз ЧМЭЗ № 5245 провел поезд из 61 вагона (тяга располагалась в хвосте состава, и он двигался вагонами вперед) мимо повторителя горочного светофора на запрещающий сигнал (красный свет) с последующим боковым столкновением на стрелочном переводе с другим поездом – из 63 вагонов, переставляемым другим локомотивом. Повреждено восемь вагонов.
Текущий год также следует отметить участившимися случаями, когда в ходе инцидентов оказываются пострадавшими железнодорожники. Одним из таких примеров стало крушение на ст. Люблино-Сортировочное: в нем был причинен тяжкий вред здоровью составителя поездов.
1 мая 2022 года на ст. Орехово-Зуево при маневрах повреждения получил локомотив, тянувший порожний вагон-хоппер в хвосте. В результате столкновения была не только повреждена кабина локомотива и хвостовой вагон, но и машинист с помощником получили травмы. Причинами столкновения, вероятнее всего, стало невыполнение регламента переговоров между машинистом и помощником. Кто-то, мягко говоря, заболтался и не заметил, как тепловоз вынесло на занятый путь. Кроме того, машинист был допущен к управлению локомотивом с ограничением – при условии работы в очках. Но он их носил не всегда.
Позднее, в мае, погиб 19-летний работник железной дороги, угодивший вместе с двумя коллегами под маневровый тепловоз. Как сообщили в Восточном межрегиональном следственном управлении на транспорте СК, трагедия случилась из-за нарушения правил при демонтаже и укладке железнодорожного полотна.
В конце мая на ст. Саранск-2 (КбшЖД) на цистерну с СПГ упала стрела козлового подъемного крана. При этом травмы получил и крановщик.
Вагоны новые – с чего им ломаться?
Лишь 2,6% инцидентов на сети связаны с нарушениями в ремонте и технической эксплуатации подвижного состава. Это также приводило к неприятным последствиям.
Скажем, 6 марта на ст. Перелетный (ДЖД) сошли с рельсов восемь вагонов с угольным концентратом. Причем поезд следовал через станцию на скорости 70 км/ч (в режиме тяги). Как выяснилось, подвела боковая рама, изготовленная ЗАО «Азовэлектросталь». В ней образовалась усталостная трещина, что и привело к излому. Брак оказался допущен заводской. Тем не менее можно сказать, что в данном случае недосмотрели и работники железной дороги.