Проект железной дороги Кызыл – Курагино должен не только связать республику с Красноярским краем и железнодорожной сетью страны, но и соединить регион с Транссибом. Запуск линии решит масштабную проблему доступа и освоения Элегестского угольного месторождения, общий объем балансовых запасов которого составляет 855 млн т. Ожидается, что более 80% продукции Элегестского месторождения будет экспортироваться в страны АТР. Ожидаемый прогнозируемый результат вывоза угля из Элегестского угольного месторождения в порт Ванино – 15 млн т.
Железнодорожная линия Элегест – Кызыл – Курагино является частью комплексного инфраструктурного проекта, который реализует АО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» (ТЭПК). Протяженность ветки составит около 410 км, из которых 290 км будут пролегать по территории Красноярского края и 120 км – по Республике Тыва. Согласно концессии, начальной точкой станет ст. Курагино Красноярской железной дороги, конечной – ст. Кызыл, Республика Тыва.
Дорога строится на основании концессионного соглашения, заключенного между АО «ТЭПК «Кызыл – Курагино» и РФ в лице Федерального агентства железнодорожного транспорта (концедент). Монополия выступает генеральным подрядчиком проекта по строительству железнодорожной линии.
В августе прошлого года в ходе совещания по вопросам ускоренного развития Республики Тыва в Кызыле генеральный директор ОАО «РЖД» – председатель правления Олег Белозеров сообщил, что строительство железнодорожной линии начнется в том же году, а основные объемы работ запланированы на 2020-й.
В ОАО «РЖД» вопросы о том, на каком этапе сейчас находится строительство линии, каков общий объем работ, запланированный к реализации по проекту в 2020 году, посоветовали адресовать владельцу концессии. Однако в АО «ТЭПК» на запрос редакции так и не ответили.
Затянутость исполнения
Как и многие другие крупные проекты, призванные повысить пропускную способность Восточного полигона, реализация указанного проекта связана с целым рядом трудностей.
В марте 2007 года правительство РФ одобрило проект в увязке с освоением минерально-сырьевой базы республики, а в декабре утвердило его паспорт.
В конце 2010-го первоначальный проект получил положительное заключение госэкспертизы. Начало строительства было намечено на октябрь 2011-го. Впрочем, работы стартовали только летом следующего года. И в итоге с тех пор был построен лишь 1 км дороги.
Сначала были выявлены скрытые долги у финансирующей организации – Енисейской промышленной компании (ЕПК), затем с ней начал судиться подрядчик – из-за того что ЕПК не исполнила обязательств по графику работ, правительственная комиссия исключила железную дорогу из перечня объектов, реализуемых за счет бюджетных средств. После банкротства ЕПК у нее отозвали лицензию – и по итогам нового конкурса в апреле 2013 года победителем стала Тувинская энергетическая промышленная корпорация Руслана Байсарова.
В 2017-м на Восточном экономическом форуме было объявлено, что строительство возобновится в ближайшие годы. А спустя полгода, весной 2018-го, было подписано концессионное соглашение о строительстве между Росжелдором и АО «ТЭПК «Кызыл – Курагино» («дочкой» ТЭПК).
Срок действия концессионного соглашения – до 31 декабря 2048 года. РЖД вошли в капитал ТЭПК «Кызыл – Курагино» и в рамках проекта курируют вопросы, связанные с технологией организации перевозок и эксплуатации инфраструктуры новой железнодорожной линии, а также с осуществлением перевозок. ТЭПК выступит в качестве одного из инвесторов проекта, а также будет основным потребителем услуг по перевозке угля с принадлежащего ей Элегестского месторождения.
Весной прошлого года, когда ОАО «РЖД» стало генподрядчиком строительства, представители монополии обозначали срок работ в 4,5 года. Так как линия будет пролегать через гористую местность, ее создание потребует возведения 127 мостов, прокладки 8 тоннелей и более 16 км водопропускных труб. Объем земельных работ превысит 100 млн кубометров.
Максимальная скорость движения для грузовых поездов составит 90 км/ч, пассажирских – 120 км/ч. Пропускная способность железнодорожной линии – 19 пар поездов в сутки. Движение поездов будет осуществляться на тепловозной тяге. Весовая норма грузовых поездов: порожних – 1600 т, сквозных – 4500 т, участковых – 4500 т и угольных маршрутов – 6000 т.
В феврале текущего года проектировщиком железнодорожной линии Элегест – Кызыл – Курагино на конкурсной основе был выбран институт «Стройпроект». Конкурс провел генподрядчик проекта – ОАО «РЖД». Цена контракта, предложенная компанией-победителем, оказалась на 292,8 млн руб. ниже начальной и составила 5,5 млрд руб. Срок исполнения – август 2021 года.
Недостающие элементы
Еще весной прошлого года глава Минобороны России Сергей Шойгу предложил правительству задействовать железнодорожные войска при строительстве этой дороги – в части прокладки полотна в сложных условиях. Участвуют ли в итоге в строительстве дороги Кызыл – Курагино военные, в ОАО «РЖД» предпочли не отвечать. Но нехватка строителей уже ни для кого не секрет. Руководство монополии говорит о том, что, помимо 9,3 тыс. персонала, задействованного в строительстве Восточного полигона, не хватает еще 5 тыс. человек. Многие вахтовики из европейской части страны в период карантина опасаются туда ехать, и некоторые подрядчики не могут укомплектовать штат.
Отвечая на вопросы журналистов о сложностях с реализацией проекта Кызыл – Курагино, О. Белозеров ранее отмечал, что проект идет по графику. Более того, он выражал надежду, что объем перевозки может быть более 15 млн т.
Еще одна, более глобальная, но объективная причина затягивания сроков реализации состоит в том, что в настоящее время в РФ сроки подготовки объекта к строительству могут быть больше, чем длительность самого строительства. Необходимы изменения в Градостроительном кодексе, говорят участники рынка. Сейчас кабмин рассматривает планы по сокращению сроков согласования документации по планировке территории и утверждению документации до 50 дней.
Но все же главной причиной по-прежнему остается дефицит денег на реализацию проекта у концессионера – ТЭПК. При этом банки тормозят выдачу кредита из-за высоких рисков.
Индивидуальная ответственность
Перспективы развития угольной промышленности в России связаны с решением проблем системного характера. И к ним, помимо падения внутреннего спроса на энергетический уголь, в программе развития угольной промышленности РФ до 2030 года относится неразвитость инфраструктуры в новых районах добычи угля. «Без строительства железнодорожной ветки Кызыл – Курагино невозможно вести освоение Улуг-Хемского каменноугольного бассейна, кроме того, требуется строительство мостов, электроподстанций, рабочих поселков и т. д.», – отмечается в программе.
Для сохранения конкурентоспособности российской угольной продукции на внешних рынках представляется целесообразным осваивать новые месторождения углей, пользующихся спросом на внешних рынках, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
Но возможность существенного наращивания российских экспортных поставок угольной продукции, особенно на рынки стран АТР, будет всецело зависеть от устранения инфраструктурных ограничений в части развития портовых мощностей, повышения пропускной способности железнодорожной сети и станций примыкания, увеличения эффективности использования подвижного состава.
Линия Кызыл – Курагино – яркий пример сотрудничества с частным сектором. Но еще годом ранее первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Вадим Михайлов отмечал, что одной из проблем в реализации крупных концессионных проектов на железной дороге является ограниченное количество компаний, которые готовы взять на себя функции генерального подрядчика с принятием строительных рисков, как того требуют финансирующие организации. Но такие концессии пока можно пересчитать по пальцам.
Подробнее читайте в свежем выпуске журнала РЖД-Партнер.