Тем не менее рынок оставался разогретым в условиях снизившегося уровня наполнения нефтехранилищ, что сохраняло возможности для поиска ниш для экспортеров. Их находили на споте.
Вот только для организации продаж поставщикам нефтепродуктов требовалось подстраиваться под волатильность спроса.
Рельсы притормозили
А на сети РЖД, в свою очередь, требовали соблюдать плановость и равномерность перевозок в сторону морских терминалов. Клиенты нашли компромиссные схемы отправок. Однако многие из них были нарушены из-за новых полигонных технологий, основанных на шахматках ЦД с ограничениями дислокаций порожних цистерн на полигонах железных дорог.
В результате в IV квартале 2024 года спад охватил, кроме экспорта, еще и поставки нефтегрузов внутри РФ. Осенью ощутимые объемы топлива ушли на автодороги, что к концу прошлого года, кстати, стало одним из факторов повышения розничных цен на бензоколонках.
Напомним, что, по данным Росстата, в ноябре средние потребительские цены на бензин, например, выросли на 1,1% по сравнению с предыдущим месяцем. При этом производители бензина понизили оптовые цены на 1,9%, поскольку увеличились затраты на логистику от нефтеперерабатывающих заводов до заправочных станций, уточнил представитель крупного НПЗ. Ведь доставки автотранспортом дороже. Зато более стабильны.
Что упало
В целом за 2024 год основной спад в транспортировках на сети, по данным информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки», образовался из-за снижения экспорта бензина (-24% по сравнению с 2023 годом) и дизтоплива (-6%), а также внутренних отправок сырья (-17%).
Что касается вывоза топлива за рубеж, то здесь свою роль сыграли ограничения на его экспорт, которые периодически вводили в РФ. Они могли быть отчасти компенсированы за счет вывоза прочих светлых нефтепродуктов (прямогонные бензины и нафта, на которые не распространялись правительственные запреты), если бы на сети не вводили различные логконтроли для экспортных цистерн.
В результате экспорт прочих светлых нефтепродуктов увеличился всего на 3%, что едва компенсировало спад на нафту внутри РФ. Напомним, что для нефтехимии нафта и газ – во многом взаимозаменяемое сырье. А последний в 2024 году был в РФ значительно дешевле.
Сложнее обстояло дело с перевозками темных нефтепродуктов.
Аналитики выдают крайне противоречивые прогнозы по поводу перспектив грузовой базы рынка. Об итогах и перспективах перевозок нефтегрузов см. подробнее в выпуске № 1–2 журнала «РЖД-Партнер» в 2025 году.
Продолжается подписная кампания РЖД-Партнера – на подписку и доставку печатных и электронных версий журналов РЖД-Партнер и РЖД-Партнер Документы, а также на пакеты из этих изданий в 2025 году. Мы приготовили скидки и бонусы для постоянных подписчиков и для тех, кто впервые подпишется на наши журналы.
Всем подписчикам журналов РЖД-Партнер и РЖД-Партнер Документы предоставляется 10-процентная скидка при подписке на исследование «Ставки и грузовые вагоны». Ознакомиться с вариантами подписки и отправить заявку можно со страницы по ссылке.
Подписывайтесь на РЖД-Партнер и РЖД-Партнер Документы. Будьте в курсе событий транспортного рынка!
Связаться с редакцией для оформления подписки на журналы РЖД-Партнер и РЖД-Партнер Документы можно по тел.: + 7 (812) 418-34-99 или по электронной почте: rasp@rzd-partner.ru.