На сегодня в России ежегодно выпускают около 10 тыс. контейнеров, а эксплуатируется около 800 тыс. ед. В целом рынок производства контейнеров в России является локальным: производятся в настоящее время преимущественно полувагоны, и до недавнего времени ставка делалась на инновационные. 95% используемых в мире контейнеров – китайские. И конкурировать с китайскими производителями отечественным сложно по ряду объективных причин, главная из которых – высокая себестоимость российской продукции. Китай уже давно является главным игроком на контейнерном рынке и предлагает клиентам выгодные условия продажи.
«Среди факторов, которые позволяют китайским производителям удерживать более низкую стоимость контейнеров, – субсидии на металл, дешевизна сырья, электроэнергии и рабочей силы. У наших предприятий пока таких преимуществ нет, равно как нет и подобных производственных мощностей», – рассказывают в пресс-службе АО «РЖД Логистика».
Весной 2022-го появилась острая проблема дефицита контейнеров. Иностранные морские линии начали срочно вывозить свои контейнеры. Их количество, по разным подсчетам, составило от 30 до 40% от общего числа всех контейнеров на российском рынке. И, как отмечают эксперты, отечественное производство оказалось не готовым к подобному повороту событий.
С начала весны 2022-го до сегодняшнего дня объемы выпуска не сильно выросли. В то же время проблема дефицита контейнеров решается. Но это решение основано на замещении контейнеров ушедших линий азиатскими, говорят в компании MTL Group. Все новые контейнеры появляются с китайских заводов, в 2021 году и первой половине 2022-го они работали с загрузкой в три смены.
Китайские контейнеры находятся в более выгодных условиях: субсидии и скидки на сырье, электроэнергию, отмена 10%-ной ввозной пошлины. Условия поддержки российских и китайских поставщиков различаются настолько сильно, что выравнять цены между собственными и иностранными контейнерами не представляется возможным.
Невыгодная конкуренция
Как отмечают и участники, и эксперты рынка, развитие отечественного производства контейнеров – необходимая для него мера. По прогнозам, в ближайшей перспективе дефицит контейнеров на рынке полностью не исчезнет, поэтому субсидии и развитие собственного производства являются важным шагом для стабилизации данного сегмента.
На текущий момент в России есть только один крупный производитель –«РМ Рейл Абаканвагонмаш», где есть возможность производить как универсальные, так и специализированные контейнеры. Как добавляет заместитель генерального директора по сбыту «РМ Рейл» Александр Куликов, несмотря на то, что мощности завода позволяют в полной мере закрыть спрос как минимум в сегменте 20-футовых универсальных контейнеров, основной их объем по-прежнему закупается в КНР.
«Возможности завода по снижению цены в настоящее время ограничены высокой стоимостью металла и комплектующих – в себестоимости контейнера данные затраты составляют более 75%. Поэтому даже с учетом высокого спроса на контейнеры в России у нас есть объективные сложности с реализацией продукции», – рассуждает А. Куликов.
Как добавляет директор по продажам логистической компании «РТСБ-Рус» Евгений Барков, главный вопрос при обсуждении темы: а нужно ли в принципе пытаться налаживать глобальное производство и субсидирование контейнеров в России, и если да, то зачем (так как на его формирование уйдут многие годы)? «Операторам гораздо проще закупить контейнеры в Поднебесной – очередей на обычные контейнеры нет, а поставки производятся за месяц-полтора. Кроме того, с учетом геополитики вряд ли кто-то будет заказывать российские контейнеры, кроме внутренних клиентов, что, безусловно, станет препятствием к формированию большого рынка», – говорит Е. Барков.
Массовые субсидии не работают
По данным ОАО «РЖД», в январе – декабре прошлого года по сети во внутреннем сообщении перевезено более 2,5 млн TEU (+3,1%). Во всех видах сообщения, включая экспорт, импорт и транзит, за это же время отправили свыше 4,2 млн TEU (+3,2%). Лидерами по динамике перевозок в контейнерах за этот период стали удобрения (рост в 2,5 раза), строительные грузы (+20,2%), зерно (+64,4%) и рыбная продукция (+33,3%).
Эти показатели активно растут, но насколько действительно экономически выгодно производство контейнеров в России в целом – с учетом субсидий, которые получают китайские производители? С одной стороны, любое производство в стране полезно для экономики – это прежде всего рабочие места и независимость от импортных производителей.
С другой стороны, как отмечает начальник отдела контейнерных перевозок ООО «Байкал-Сервис ТК» Станислав Пучков, у Китая очень большой объем экспорта продукции по многим международным направлениям, и покупать там контейнеры в настоящий момент выгоднее. Во-первых, как уже было сказано, из-за их низкой себестоимости. Во-вторых, такой контейнер намного быстрее окупается – и импортер начинает использовать его сразу, зарабатывая на этом деньги.
Для того чтобы отечественные производители смогли хотя бы частично перекрыть зависимость от китайских контейнеров, нужно задействовать различные механизмы – от планомерной работы над себестоимостью до государственной поддержки. Необходимо вернуть таможенные пошлины, снизить субсидии и скидки иностранным производителям и субсидировать российские производства, начать регулировать цены на сырье внутри РФ.
По мнению ЕСП, массово субсидировать производство контейнеров в России – нерабочая идея. Потому что мы будем конкурировать в неравных условиях с мировыми производителями.
«Контейнер – это тара, а не подвижной состав, он тяготеет именно к погрузке. Поэтому нам в первую очередь необходимо развивать рынок грузовой базы, чтобы мы как можно больше производили. Будет грузовая база – будет развиваться и рынок производства контейнеров. Субсидии могут быть рассмотрены в комплексе с мерами, например, по поддержке металлургов, но не по поддержке производителей контейнеров», – говорит С. Авсейков.
Подробнее читайте в свежем выпуске журнала «РЖД-Партнер».