Тем не менее, несмотря на динамичный рост, оценка стоимости операторских услуг все еще остается на достаточно низком уровне (в I квартале 2016 г. она составляла 63 балла). «Это можно объяснить таким известным в экономической практике явлением, как относительная негибкость цен в сторону понижения, и свидетельствует о том, что даже преодоленный дефицит (в данном случае – грузовых вагонов) имеет шлейф негативных экономических последствий», – замечает первый заместитель председателя Объединенного ученого совета ОАО «РЖД», д. э. н., профессор Дмитрий Мачерет.
При этом разброс цен в зависимости от вида подвижного состава, маршрута, перевозимого груза достаточно велик. Где-то ставка снижалась на 10–13%, кто-то отметил уменьшение (ближе к концу года) на 20–25%. «Снижение произошло и на внутреннем рынке», – добавил представитель металлургического предприятия.
Наиболее заметное движение вниз было зафиксировано по полувагонам (-25%), что вполне объяснимо с учетом их профицита. «Если сравнивать с III кварталом, то снижение произошло ориентировочно на 5–10%, если с началом года, то на 25%», – говорит представитель угольной промышленности. Другой респондент, также привлекающий для своих перевозок полувагоны, сообщил о снижении ставок в IV квартале по сравнению с предыдущим в среднем на 10–15%. «Для нас это очень значимо, так как логистическая составляющая в цене продукции занимает около 60% (соль – товар дешевый)», – отметил он. Правда, при этом крупные операторы держали цены выше, чем «малыши». «Но зато они обеспечивают нам стабильность, это их преимущество», – добавил респондент.
Тем не менее уверенности в том, что тренд на лояльность – явление долговременное, нет. Часть отправителей подмечают признаки того, что в 2020 году ставки поползут вверх. «Операторы проявляют гибкость начиная с весны, – делится один из грузовладельцев. – В целом за 2019 год ставки снизились по нашим направлениям на 40–50%, а есть маршруты, где даже больше. Это помогло стабилизировать объемы погрузки. Однако IV квартал показал замедление этого тренда. Операторы стремились сохранить достигнутый уровень ставок, поэтому можем ожидать, что в 2020 году спад сменится некоторым ростом. Причина – усложнение движения на сети».
Тем не менее и в IV квартале были недовольные размером ставок респонденты, говорящие о том, что стоимость услуг операторов все равно остается высокой с учетом всех сопутствующих доставке груза операций. «В начале года платформа в сутки стоила 2,2 тыс. руб., сегодня – в районе 1,3 тыс. руб., – приводит пример представитель лесного сегмента. – С вагонами проблем нет, но для бизнеса ставка высокая. Мы же еще плюсуем сюда стоимость леса, заготовки, перевозки автотранспортом до перевалочных терминалов. Железная дорога не понимает, что до погрузочного терминала без автотранспорта нам ничего не привезти. Лес ходить не умеет, но мы уже пытаемся его научить».
Кроме того, по сравнению с другими видами транспорта перевозки по железной дороге до сих пор остаются гораздо дороже. Части грузовладельцев текущий порядок цен не позволяет выйти на плановый уровень заработка, особенно если цены на саму продукцию продолжают стремительно дешеветь.
В частности, о динамике ставок операторских компаний и дальнейших перспективах рынка оперирования зайдет речь и на грядущем в марте Транспортном форуме «Подвижной состав: производство, эксплуатация, ремонт», организатором которого выступает журнал РЖД-Партнер.
Подробности по ссылке.
Индекс качества – ежеквартальное исследование журнала РЖД-Партнер по оценке потребителями качества продуктов и услуг, ценовой политики, дополнительных сервисов и специальных предложений на рынке грузоперевозок магистральным железнодорожным транспортом.
По результатам анкетирования проводится расчет Индекса общего уровня удовлетворенности качеством услуг на основе среднего арифметического (простого). Данным индексом обобщаются мнения респондентов по критериям, относящимся к качеству сервиса, оказываемого клиентам железнодорожного транспорта.
В исследовании принимают участие 100 респондентов. Сбор данных выполняется в форме анкетирования и интервьюирования.
В рамках проведения исследования сформирована экспертная группа, задачей которой является анализ прозвучавших мнений и наблюдаемых тенденций.
Ознакомиться с сокращенной версией исследования можно здесь.