Как известно, в марте ОАО «РЖД» и власти Кузбасса договорились об экспорте 53 млн т угля на восток в этом году и провозе 3,55 млн т во внутрироссийском сообщении, также на Северо-Запад и Юг в общей сложности на 64 млн и 21,1 млн т соответственно. Согласно соглашению, РЖД обязались развивать железнодорожную инфраструктуру для максимально возможного удовлетворения потребностей грузоотправителей Кузбасса. Генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров отмечал, что соглашение позволит не создавать излишних запасов на складах, и это, таким образом, приведет к улучшению экономики предприятий. В свою очередь, губернатор Кузбасса Сергей Цивилев говорил, что такое соглашение станет одним из шагов по выходу из кризиса в угольной отрасли.
По итогу в восточном направлении за 5 месяцев 2020 года параметры соглашения были выполнены как на экспорт, так и для потребителей внутри страны, сообщал на совещании замглавы ОАО «РЖД» Алексей Шило в августе текущего года. Но если в I полугодии все были больше обеспокоены сокращением погрузки, то во втором начали вскрываться все противоречия сторон, вылившиеся в итоге в решение, которое смело можно охарактеризовать как ничья.
Старт дискуссии вокруг объема вывоза из Кузбасса дал летом первый замглавы ОАО «РЖД» Вадим Михайлов, когда заявил об убыточности дальних перевозок угля, имея в виду преимущественно восточную часть сети. По мнению монополии, энергетический уголь в настоящее время имеет самые масштабные тарифные преференции, особенно при перевозках на протяженных маршрутах, и является наименее доходным грузом на сети железных дорог. В. Михайлов предложил уйти от 60%-ной скидки на дальние перевозки в этом направлении, сообщая, что из 54,7 млрд руб. убытка от перевозки угля Восточный полигон генерирует более 52 млрд руб. И понижающий коэффициент 0,4 был принят, когда весь уголь ехал на запад и никто не хотел ехать на восток. «И были приняты исключительные тарифы, чтобы загрузить порты Дальнего Востока. После отмены исключительных тарифов как понятия их интегрировали в прейскурант. Теперь на запад стали ехать меньше, а на восток – больше. Поэтому предлагается повысить коэффициент», – пояснял топ-менеджер.
В свою очередь, С. Цивилев во время прямой линии в конце лета заявил, что для поддержки шахтеров и обеспечения стабильной работы угольной промышленности правительство Кузбасса будет добиваться увеличения квот на транспортировку угля в восточном направлении в 2021 году. Он напомнил, что более 40% в бюджете составляют доходы от угольной промышленности. И для поддержки и развития отрасли необходимо решить несколько задач. «Во-первых, это серьезная модернизация угольной отрасли, повышение ее эффективности и безопасности. И еще одна важная задача, которую мы решаем параллельно, – это возможность вывоза нашего угля на премиальные рынки, а именно – в Азиатско-Тихоокеанский регион», – говорил он.
Глава Кузбасса напоминал, что регион настаивает на увеличении скидки на транспортировку угля в западном направлении по железной дороге. Для стабильной работы угольной промышленности Кузбасса скидку необходимо увеличить с нынешней 12,8 до 50%, отмечал С. Цивилев, объясняя это тем, что увеличение даст возможность через западные порты отправлять уголь в страны Азии, где на него высокий спрос.
Все дело в убытках
Следующим шагом стало заявление компании о возможном непродлении на следующий год соглашения с Кузбассом о фиксированных объемах перевозок угля. «Когда мы заключали в прошлом году соглашение с Кузбассом, у нас еще не было принято решение по изменению правил недискриминационного доступа и не было методики по распределению провозных мощностей между угольными компаниями. Сейчас такие документы есть. То есть с этой точки зрения необходимость в дополнительных соглашениях с Кемеровской областью, по нашему мнению, отсутствует», – пояснял А. Шило.
Также, словам топ-менеджера, само по себе такое соглашение носит, скорее, декларативный характер, потому что Кемеровская область «никаким образом не отвечает за исполнение обязательств по данному соглашению». «Могу сказать, что на Северо-Запад, несмотря на скидки, которые мы давали, и снижение ставок на вагоны, угольные компании соглашение не выполнили и ответственности за это никакой не несут», – сказал он. Поэтому для ОАО «РЖД» предпочтительны соглашения с конкретными грузоотправителями с фиксацией объемов по направлениям и с ответственностью за выполнение объемов.
В числе других мер, которые должны улучшить рентабельность перевозок угля, монополия предложила повысить тариф на антрацит, для того чтобы устранить ситуацию, когда близкий к нему по цене коксующийся уголь перевозится на 16% дороже.
Более того, по словам А. Шило, рентабельность при перевозках из Кузбасса на Ванино отрицательная, а именно -– -226%.
На этом фоне ОАО «РЖД» прорабатывало с угольными компаниями Кузбасса договоренность о сокращении в 2020 году на 11 млн т поставки угля в порты Дальнего Востока и перенаправлении этого объема по южному и северо-западному направлениям.
Высвободившиеся резервы пропускной способности БАМа и Транссиба предложили использовать для вывоза на Восток 11 млн т более высокодоходных грузов, например черных металлов и удобрений, пропуска контейнерного транзита либо каменного угля коксующихся марок с восточных месторождений РФ. Речь шла о том, что такие меры позволят суммарно обеспечить дополнительный денежный поток для «РЖД» в размере не менее 11 млрд руб. А перевозки энергетического угля в восточном направлении не позволяют обеспечить маржинальную безубыточность (более 22% объемов перевозок энергетического угля в данном направлении не возмещают даже переменные расходы от их организации). В свою очередь, перевозки коксующегося угля на восток обеспечивают полную компенсацию переменных затрат.
При этом еще год назад производители коксующегося угля обращали внимание на необходимость отмены экспортной надбавки на транспортировку наравне с производителями энергетического угля.
Участники рынка перевозок прогнозировали, что это решение, скорее всего, встретит неприятие от крупных игроков рынка – производителей энергетического угля.
«Выравнивание тарифов по антрацитам тоже может вызвать какое-то сопротивление», – высказывался заместитель генерального директора по железнодорожному транспорту ООО «Трансметкокс» (компания занимается реализацией угольной продукции производителя АО «Угольная компания Сибирская») Евгений Кузнецов.
А аналитики рынка транслировали мнение о том, что отказ от дешевых перевозок энергетического угля оправдан глобальными трендами и в перспективе спрос на коксующийся гораздо стабильнее. Но захватить новые внешние рынки коксующихся углей будет непросто.
53 млн т – это много или мало?
Сначала Кузбасс предложил увеличить квоту вывоза на восток в 2021-м до 58 млн т. Это предложение обсудили на совещании у главы ОАО «РЖД», где монополия выступила резко против, сославшись на то, что рост квоты может привести к потере компанией дохода в размере 6 млрд руб. из-за снижения возможностей по вывозу более высокодоходных грузов, в том числе контейнеров, металлов и удобрений. Кроме того, сообщалось также, что последствием может стать снижение перевозок грузов из других регионов на 15–17 млн т, вклада различных отраслей экономики в ВВП РФ на 102 млрд руб., налоговых поступлений – на 24 млрд руб.
При этом заместитель гендиректора ОАО «РЖД» Рашид Сайбаталов отмечал, что профицит инфраструктуры на альтернативных экспортных направлениях (Юг и Северо-Запад) уже составляет 9,5 млн т и вырастет до 33,5 млн т после реализации программ по ее расширению. По его словам, необходимо перераспределить уголь с Восточного полигона на эти направления.
После этого уже по итогам совещания у первого вице-премьера Андрея Белоусова было решено сохранить норму вывоза угля из Кузбасса на экспорт на уровне 2020 года – 53 млн т. Вопрос возможного увеличения этой квоты было решено проработать на предмет экономической обоснованности. Через несколько дней стало известно, что правительство рассмотрит возможность вывоза из Кузбасса дополнительно 10 млн т угля на восток в следующем году. Но увеличение объемов вывоза, как обсуждалось, должно было произойти при условии, если будет обеспечен положительный финансовый результат для ОАО «РЖД» и учтены интересы грузоотправителей других регионов. Но, по расчетам монополии, для того чтобы ей стало выгодно возить уголь вместо других грузов, тариф для него должен быть примерно в 2,4 раза выше, чем сегодня, – свыше 2,2 тыс. руб. на тонну. Эксперты рынка отмечали, что перевозку по такой цене могут позволить себе лишь экспортеры премиальных марок коксующегося угля. И выгоднее везти уголь в Азию через порты Северо-Запада.
Тогда в ОАО «РЖД» сохранение нормы комментировать отказались. Сейчас в монополии отмечают, что соглашение о сохранении подписано «в целях обеспечения стабильной работы угольной отрасли и сбалансированности грузовых железнодорожных перевозок».
Интересно, что еще в начале обсуждения объема вывоза стало известно о том, что монополия начала работу над третьей очередью расширения Восточного полигона. Предполагается, что к 2030 году будет достигнута провозная способность в 211 млн т. Обсуждая эти планы и готовность перевезти 211 млн т, участники рынка делились прогнозами, что транспортировка в 53 млн т каменного угля на экспорт в восточном направлении в этом году – вполне посильная задача. «Сейчас восточное направление очень востребовано. Угли на складах есть, предприятия готовы работать. А сокращение добычи и вывоза угля кое-какими предприятиями связано с тем, что они понимают невозможность провезти этот уголь на Дальний Восток», – отмечал собеседник редакции.
Но при этом угольщики, работающие восточнее Кемеровской области, и восточносибирские лесопромышленники говорили о невозможности вывезти свои грузы из-за занятости инфраструктуры кузнецким углем.
Проблемы для одних – проблемы для всех
Кузбасс намеревался нарастить экспортные поставки, поэтому просил об увеличении нормы. Тем не менее такая позиция расходится с позицией РЖД: железнодорожная монополия сетовала на то, что вагоны с углем из Кузбасса мешают другим грузам, более доходным и для РЖД, и для показателей экспорта страны. На это неоднократно жаловались промышленники из группы «Илим» и Segezha Group.
Так, директор по логистике Segezha Group Андрей Юдин говорит, что решение по вывозу дополнительного объема угля в 2021 году однозначно будет иметь последствия для всех экспортеров, ориентированных на экспорт через Восточный полигон. В то же время грузовладельцы надеются, что несмотря на сложности движения, вызванные перевозкой дополнительного объема, монополия предпримет все необходимые меры для организации и стабилизации продвижения грузов на сети, и предприятия смогут полностью выполнить планы отгрузки. «Очевидно, что движение больших объемов угля, тем более дополнительных к основному плану, будет ухудшать продвижение остальных грузов на сети. Использование профицита инфраструктуры на альтернативных экспортных направлениях Юга и Северо-Запада, о котором говорит заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Рашид Сайбаталов, вряд ли будет применимо к движению дополнительного объема угля в 2021 году», – комментирует А. Юдин.
По его мнению, перераспределение на Северо-Запад при этом вызовет сложности для движения грузов Segezha Group с западных активов в порт Санкт-Петербург. Аналогичная ситуация, ввиду большого количества маршрутных отправок с углем на восток, фиксировалась весной этого года. «Были массовые ограничения по оформлению порожних контейнерных поездов с западных станций. Данная проблема коснулась и АО «Лесосибирский ЛДК № 1». На тот период у комбината было отгружено по станциям Екатеринбург, Новосибирск-Восточный три поезда, которые стояли без оформления. Подсыл контейнерных поездов шел с постоянным опозданием, что, в свою очередь приводило к срыву планов по отгрузке и отправке готовой продукции на экспорт», – комментирует собеседник.
Что касается влияния на перевозку контейнеров, некоторые из перевозчиков солидарны с позицией РЖД. Решение сохранить норму вывоза угля из Кузбасса на экспорт на уровне 2020 года (53 млн т) обусловлено обязательствами правительства РФ по экспорту угля. При нынешнем курсе рубля экспорт России крайне выгоден, подчеркивает руководитель направления контейнерных перевозок ООО «Байкал-Сервис ТК» Станислав Пучков, добавляя при этом, что для увеличения текущей нормы вывоза угля особых предпосылок нет. «Железная дорога перегружена, ее пропускная способность оставляет желать лучшего, и для ОАО «РЖД» эти перевозки не очень выгодны», – комментирует он.
Каждый сам за себя
Согласно подписанному соглашению на 2021 год, объемы перевозок в восточном направлении будут распределяться помесячно, исходя из необходимости проведения ремонтных и строительных работ на инфраструктуре.
В документе также оговаривается необходимость выработки оптимальной логистики для соразмерной загрузки инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в западном и восточном направлениях, повышения ритмичности предъявления грузов к перевозке, исключения случаев непроизводительного нахождения на инфраструктуре общего и необщего пользования порожнего подвижного состава.
«Мы отстояли нашу позицию и сохранили те же объемы, что и в 2020 году. Это позволит обеспечить стабильность отрасли и защитить интересы шахтеров и их семей, потому что от вывоза угля в восточном направлении зависит благосостояние 1,5 млн человек, связанных с угольной промышленностью», – прокомментировал итоговое соглашение Сергей Цивилев. Ранее губернатор не раз обращал внимание на то, что существенное увеличение отгрузки угля без развития железнодорожной инфраструктуры нереально. Ограниченность пропускной способности РЖД препятствует реализации программы по переориентации экспорта угля с запада на восток.
Очевидно, что решение о сохранении объема в 53 млн т полностью не удовлетворяет потребности ни одной стороны. Руководитель направления «Промышленность» Института технологий нефти и газа Ольга Орлова вспоминает причту о царе Соломоне. Решение сохранить норму вывоза угля из Кузбасса на экспорт на уровне 2020 года – в 53 млн т – она называет дипломатическим.
Угольные компании готовы экспортировать в восточном направлении объемы сверх уровня, установленного на 2020 год, но фактический размер ограничивается провозными способностями Восточного полигона, продолжает слова Цивилева министр угольной промышленности Кузбасса Олег Токарев. Он отмечает, что правительство Кузбасса ранее вышло с предложением об увеличении квоты с 53 млн т, так как это «даст возможность для угольных компаний отправлять добытые недра на перспективные направления в необходимых объемах». Но повлекла бы эта мера за собой снижение перевозок грузов из других регионов как следствие вклада различных отраслей экономики в BBП РФ, потерю налоговых поступлений и рабочих мест за пределами Кузбасса – вопрос спорный. Пропускная способность российских железных дорог из года в год возрастает за счет реконструкции путей в восточном направлении, резюмирует министр.